«Мина Лоури» - неизвестный роман Шарлотты Бронте

«Мина Лоури» - неизвестный роман Шарлотты Бронте

Е.Н. Бессараб

Известная английская писательница первой половины XIX века воспринимается нами главным образом как автор таких литературных шедевров как «Джейн Эйр» (1847), «Шерли» (1849), «Виллет» (1856); как создатель особо узнаваемого типа женщины, преданно любящей, нуждающейся в любви и нежности и, в то же время, независимой, образованной, не терпящей гнета, ни физического, ни духовного. Все эти качества в той или иной мере присущи главным героиням произведений Бронте. Но, кроме известных романов Ш. Бронте, написанных в «золотую» пору викторианской литературы, есть та часть творчества писательницы, которая остается малоизвестной как зарубежному, так и отечественному; литературоведению. Сюда относится и раннее произведение «Мина Лоури» (1838), часто не входящее даже в обзор произведений Ш. Бронте.

Между тем, образ главной героини принципиально отличается от привычного типа женщины в романах писательницы, что свидетельствует о некой непростой динамике творчества Бронте, требующей уточнения в контексте современного литературоведения.

Писательская деятельность автора «Джейн Эйр» началась с историй, написанных ею в детстве. Эти истории были частью цикла, на создание которого детей Бронте вдохновили подаренные одному из них - Бренвеллу - отцом в 1826 году двенадцать игрушечных солдатиков. С этого момента было положено начало циклу фантастических историй о сказочной стране Энгрии, якобы основанной европейцами-путешественниками и завоевателями в западной Африке. Примерно с января 1829 года Шарлотта и ее брат Бренвелл начали записывать истории в маленькие книжечки.

Судя по информации из биографических источников, младшие сестры Бронте Энн и Эмили, будучи слишком юными, не выказывали особой заинтересованности в написании историй об Энгрии, а основными создателями этого цикла были Шарлотта и Бренвелл. Юношеские произведения Шарлотты и Бренвелла Бронте создавались на протяжении 1829-1840 годов. Все энгрианские истории объединены местом действия (Энгрия), историческими событиями (военные действия с целью завоеваний новых земель), персонажами (маркиз Доурский, он же герцог Замонья, Мина). В цикле об Энгрии у каждого из авторов был свой любимый главный герой. Бренвелла интересовала политическая и военная сторона жизни Энгрии, соответственно, его главным героем был маршал Солт, руководивший военными действиями на полуострове. Шарлотту же больше интересовали личностные аспекты - внутренний мир, чувства, переживания персонажей. Ее главным героем был герцог Веллингтон, введенный в ее произведения под именами маркиза Доурского и герцога Замоньи, являвшегося предметом обожания главных героинь ранних произведений.

Через несколько лет младшие сестры начинают создавать свой собственный цикл историй о вымышленном тихоокеанском острове Гондал. Цикл этот так и остался незавершенным из-за ранней смерти юных авторов - Эмили и Энн. Бренвелл же отдаляется от Шарлотты и от литературы, погружаясь в иную стихию, соприкосновение с которой приводит к гибели его и как личности, и как человека. Таким образом Шарлотта самостоятельно продолжает работу над Энгрианским циклом. Но постепенно и Шарлотта приходит к забвению Энгрии. По словам Тома Виннифриза, причиной этому стало «обособление Бренвелла и Шарлотты друг от друга; ощущение того, что ее воображение направлено не по тому пути (что отражено в ее дневнике, написанном во время пребывания в Рой Хеаде); и стремление к реализму, выказанное в зрелых произведениях». Кроме того, существенное влияние на решение Бронте отказаться от продолжения юношеских вымыслов оказал совет поэта-лауреата Роберта Саути, данный ей в ответ на посланный ему ранний сборник поэзии. Примерно в 1839 году Шарлотта окончательно прекратила работу над юношеским циклом. Так, 1840 год, по мнению большинства исследователей (Виннифред Джерин, Том Виннифриз), является пограничным между юношеским и зрелым творчеством Бронте.

«Крошечные рукописи, написанные печатным шрифтом, создают своеобразную романтическую и патетическую атмосферу вокруг себя», что, по мнению Тома Виннифриза, «приводит исследователей к ложным выводам об их ценности». Недоступность оригинальных рукописей вынуждает исследователей полагаться на варианты юношеских произведений Бронте, которые появились в результате редактирования их теми, кто имел доступ к оригиналам Энгрианских историй. Исследователи спорят о том, является ли юношеское наследие Ш. Бронте самоценным, достойным внимания творчеством, или это только ступень, этап, подготовивший зрелое творчество писательницы. Том Виннифриз придерживается последнего мнения. Не исключая необычности, оригинальности ранних произведений Бронте, исследователь в работе о творчестве семьи Бронте тем не менее видит их конъюнктурный характер, расчет на развлекательность, характерный для викторианской поры. Семья Бронте из-за бедности и уединенности не имела достаточного количества книг, и, возможно, это было одной из причин увлечения всей семьи собственным литературным творчеством.

Для автора монографии о семье и творчестве Ш. Бронте очевидна художественная несопоставимость раннего и зрелого творчества писательницы. Недостатки первых проб пера он видит в «тенденции к помпезному многословию, неопределенности повествовательного центра, стремлении вмешаться в сцены жизни «высшего общества» при недостаточном знании этой жизни. Этими чертами изобилует раннее творчество Ш. Бронте, а в зрелом нет и намека на их наличие». Конечно, при попытке оценить качество ранних произведений детей Бронте необходимо учитывать очень юный возраст авторов и тот факт, что писали они не столько с целью опубликования своих произведений, сколько в стремлении убежать от тяжелой реальности в мир, полный любви и надежды. Естественно, сказывается отсутствие соответствующего редактирования, подготовительной работы для читателя. Отсюда оправданный упрек в отсутствии в произведениях связности, четкой сюжетной линии, определенной системы персонажей и событий. Заметим, что даже отредактированные в 1971 году мисс Винифред Джерин, стипендиатом и членом совета Королевского Литературного Общества, одной из исследователей творчества семьи Бронте, последние пять юношеских произведений («Мимолетные события» (1836), «Джулия» (1837), «Мина Лоури» (1838), «Генри Гастингс» (1839) и «Кэролайн Вернон» (1839)), по мнению исследователей, «наводят на мысль о том, что произведения Бронте 1830-х годов оставляют желать лучшего».

Еще работая над Энгрианским циклом вместе с братом, Шарлотта пыталась уйти от влияния его манеры, стремилась к самостоятельности. Поиски себя, своей индивидуальности – в частой смене псевдонимов, которыми Шарлотта подписывала юношеские произведения. Большинство ее историй 1830-1836 годов подписано именем Чарльза Альберта Флориана Уэллесли, измененным позже на Чарльза Таунсенда. Из пяти произведений 1836-1839 годов («Мимолетные события», «Джулия», «Мина Лоури», «Генри Гастингс» и «Кэролайн Вернон») три последние со всей очевидностью воплощают намерение Шарлотты писать в своем стиле, создавать свои образы героинь. Тема обольщения, соблазна, преследовавшая Шарлотту в течение многих лет и окончательно выраженная лишь в истории Джейн Эйр, которая отвергла предложение незаконной любви – все это является общей темой этих трех «истинно женских творений». Сложно дать однозначную оценку художественной значимости этих ранних и во многом несовершенных произведений. В них нет композиционной стройности, а есть многое, что было понятно лишь кругу посвященных в историю об Энгрии. «Только узкий круг тех, кто знаком с образами Энгрианских государственных деятелей может без труда понять ссылки на те или иные события, ссылки, сбивающие с толку большинство читателей, не знакомых ранее с юношескими произведениями Бронте». Внимание привлекает способность создателя цикла использовать «блок общих знаний» и представлять персонажи и ссылки без особого фона и объяснений – черта, которая сближает юношеские произведения Бронте с устной героической поэзией. Даже принимая подобную характеристику, мы не перестаем пребывать в недоумении от смешения персонажей, пробелов в повествовании, концовок с нерешенной главной проблемой (в «Мине Лоури» любовный треугольник остается не разрешенным, герцог не отказывается от любви Мины, оставаясь, при этом, рядом со своей законной супругой).

Сама Бронте, осознавая все препятствия, мешающие адекватному восприятию ее художественных произведений, пишет в предисловии к «Мимолетным событиям» о том, что при всем ее желании она не может привести композицию к более совершенной форме, так как ее ум «подобен призме, полной красок, но не форм; в нем тысячи оттенков, блестящих разнообразных, и, если бы они преобразовались в очертания какого-либо цветка или птицы, или драгоценного камня, то я могла бы вам его описать». По словам Ш. Бронте, панорама событий в ее уме сменялась настолько быстро, что она не могла «зафиксировать все ее черты». Эта наполненность «красками, а не формами», спонтанность самого процесса творчества – причина трудности адекватного его восприятия. Не случайно исследователи отмечают отсутствие логической последовательности повествования, немотивированность отдельных эпизодов, появления героев и их поступков.

По мнению исследователей, таких как Виннифред Джерин и Том Виннифриз, «Мимолетные события» так же, как «Джулия», относятся к тем юношеским произведениям, в которых наиболее трудно понять, о чем идет речь, из-за нарушения логики в изложении. Ярким примером этому служит введение в повествование «Мимолетных событий» Кэролайн Вернон, известной также под именем Луизы Дэне и графини Уэллесли. Она упоминается в трех эпизодах. В первом – лишь мельком. Во втором она появляется на проповеди и после очередной ссоры с герцогом Замоньей исчезает. После слов повествователя во втором эпизоде - «с тех пор о ней ничего не слышали» - абсолютно непонятно ее появление в третьем фрагменте». В «Генри Гастингсе» отмечаем наличие центральной темы – отношения между добродетельной Элизабет, маленькой доброй учительницей, и ее братом – развратником и пьяницей Генри Гастингсом. Биографы Бронте склонны проводить некую параллель между этими двумя образами, Шарлоттой и Бренвеллом. Элизабет – хрупкое создание – обладает, подобно самой Ш. Бронте, твердыми моральными принципами и зарабатывает на жизнь преподаванием. Ее брат, Генри, впавший в немилость общества из-за убийства старшего офицера и нашедший прибежище в доме сестры, проводит все свое время в бесконечном пьянстве – как и Бренвелл в его последние годы, прошедшие в беспросветной депрессии после ряда жизненных неудач и потери работы.

Вторая центральная тема «Генри Гастингса» - попытка обольщения Элизабет Сэром Уильямом Перси, одним из детей графа Нордангерленда и братом Мери Перси, жены Замоньи. Но, в отличие от Мины Лоури и Кэролайн Вернон, Элизабет Гастингс обладает непоколебимыми моральными принципами, и внутренняя дилемма между стремлением любить, быть любимой и моральными убеждениями разрешается в пользу сохранения доброго имени.

Ранний герой Бронте совершенен в гармонии своего внутреннего «я» и внешнего мира. Положительные персонажи обладают привлекательной внешностью, отрицательные – и внешне некрасивы. «Концепция личности однозначна. Герой – либо исчадие пороков, либо воплощение добродетелей». По мере создания юношеского цикла личность его героев все более усложняется, суть человека перестает быть однозначной, в ней сочетаются противоборствующие начала. Внешность уже не является буквальным отражением характера. Такие изменения свойственны завершающему периоду раннего творчества Бронте, второй половине 1830-х годов. Три последние юношеские истории оказываются теми произведениями, которые помогают уточнить динамику развития женского образа Шарлотты Бронте, и те изменения художественного сознания, которые характеризовали творчество писательницы разных этапов. Одним из главных женских образов юношеского цикла является Мина Лоури. Она появляется всегда в неизменной роли любовницы – домоуправительницы, гувернантки, в трех произведениях («Мимолетные события», «Мина Лоури», «Кэролайн Вернон»), В одном из них - «Мина Лоури» - этот персонаж занимает центральное место в повествовании. Именно это, ускользнувшее от внимания англистов произведение, является, по мнению Кристин Александер, наиболее достойным внимания исследователей, так как обладает художественной завершенностью, начиная с четкой композиционно-сюжетной структуры. Это произведение также обозначило новые приметы почерка и манеры Бронте-писателя, свидетельствующие о появлении большей уверенности в своих творческих силах. Меняется форма повествования. Если в предыдущих историях речь шла от имени Чарльза Таунсенда – веселого корреспондента, описывающего бесчисленные любовные приключения брата, то здесь сама писательница выступает в роли рассказчика, погружаясь и анализируя мысли, чувства, поведение своих героев.

По словам Кристин Александер, «Мина Лоури» является по сути «переработкой, вариантом одной темы – истории преданной в любви Мины и недостойного ее Замоньи». Эта тема использовалась Бронте и в «Мимолетных событиях», и в «Кэролайн Вернон». На основе этой темы возникают две сюжетные линии. Первая повествует об отношениях Мины и Лорда Хэтфорда – правой руки и одного из приближенных герцога Замоньи, входившего вместе с герцогом в узкий круг друзей и собеседников Мины. Изначально дружеские отношения между Миной и Хэтфордом рискуют прекратиться вовсе после отказа Мины от его предложения руки и сердца. Отвергнутый Лорд Хэтфорд вызывает своего соперника – герцога Замонью на дуэль, на которой сам чуть не погибает. Замонья – один из центральных персонажей большинства энгрианских историй – возведенный преданно любящими его женщинами (в данном случае Миной Лоури и его женой Мэри Нордангерленд) в ранг идола. Вторая линия сюжета посвящена описанию сути взаимопонимания между герцогом и его супругой, раскрытию его пренебрежения к браку и эгоистического отношения к любящим людям. Итак, главная героиня этого произведения Мина Лоури – молодая девушка, обладающая практически всеми качествами, присущими любимым героиням Бронте – живет в качестве хозяйки в охотничьем домике на территории одного из поместий герцога Замоньи.

В этом доме не бывает слишком много посетителей, только самые приближенные к герцогу люди. Уже это придает дому и тем, кто в нем живет, некоторую таинственность, определенный романтический флер. Но, в отличие от мрачного романтического колорита замка Рочестера («Джейн Эйр»), атмосфера в доме герцога, за которым с любовью смотрит Мина Лоури, светлая, спокойная и доброжелательная. Все в доме окрашено любовью и нежностью его заботливой хозяйки, ведь, когда герцог отсутствует, а это бывает часто, главной в доме остается Мина. Она следит, чтобы все было в порядке и всегда было готово к появлению хозяина. Преданно любя герцога, Мина всегда встречает его с очередного похода или битвы нежной заботой. В минуты неудач и болезни, как и в минуты радости, герцог всегда может рассчитывать на поддержку Мины. Она, словно ангел-хранитель, оберегает его покой. Она готова идти за ним куда угодно, лишь бы быть рядом с ним и помогать ему преодолевать все трудности.

В «Мине Лоури» судьба главной героини была предопределена с самого начала повествования. В течение многих лет она преданно служила незаконнорожденному (от другой любовницы) сыну, когда он умер на ее руках, раненный мятежниками. Ее бескорыстная любовь к своему «господину» и ненавязчивое предугадывание его потребностей трогательно описывается Бронте. Мина готова пожертвовать всем ради любви; и жертвенность ее безгранична, так как ей нечего ждать от вероломного Замоньи, который, как можно увидеть из предыдущих энгрианских историй, не является образцом морали, а совсем наоборот. Мина ясно осознает свое положение, но ее страсть неизлечима.

Как известно, все героини Бронте в понятие счастья вкладывают один общий смысл – возможность быть рядом с любимым человеком. Однако, каждая решает эту проблему по-своему. В большинстве случаев героиня Бронте незаконной любви предпочитает чистую совесть и незапятнанную репутацию. Мина же готова следовать за герцогом, несмотря на возможные насмешки и презрение.

В сопоставлении с героинями других хорошо известных и изученных романов Бронте, очевидными становятся и близость, и отличие их от образа Мины, в котором соединяются и узнаваемые, и особые приметы характера. Образ Мины Лоури, подобно большинству известных героинь писательницы, во многом автобиографичен. Например, ее манера держаться напоминает военную выправку, которую девушка викторианской Англии, как и сама Ш. Бронте, могла приобрести, обучаясь в пансионе либо под влиянием воспитания отца, о чем упоминается в анализируемом произведении. Оба эти фактора имели место и в жизни писательницы. Знания общественной, политической жизни страны – те аспекты, которые интересовали и Бронте, с увлечением читавшую все доступные ей источники информации – являются неотъемлемой частью интересов Мины. Своей осведомленностью и смелыми рассуждениями о политике и других сферах жизни она заслужила уважение приближенных к герцогу «высоких» гостей, неоднократно посещавших охотничий домик.

Что касается индивидуальных черт образа Мины, в первую очередь, бросаются в глаза ее внешние характеристики, нестандартная для главных героинь привлекательность, смелость поведения, манеры одеваться, словно бросающая вызов злобному окружающему миру, от которого прячет ее укромный охотничий домик. Этот вызов, противостояние устоям лицемерного буржуазного общества выражается и в добровольном выборе, который делает Мина как свободный человек – выборе любить, выражающемся в отношениях с женатым герцогом. Искренние чувства, преданность любимому человеку (пусть даже не находящую отклика) она ставит выше надуманных законов общественной морали. В финале «Мины Лоури» нет счастливых влюбленных, которые, соединив свои судьбы, прожили бы счастливо до конца жизни. Мина остается в прежнем неопределенном положении, так как герцог в очередной раз мирится со своей законной супругой, брак с которой являет собой некую «трубку мира» между Замоньей и его коронованным тестем, и проводит время в развлечениях. Подобная концовка отдаленно напоминает реальную жизненную ситуацию, имевшую место в судьбе самой писательницы и воплощенную в последнем романе Бронте зрелого периода «Виллет», где обретение счастья в любви остается для героини лишь несбыточной мечтой.

Мина Лоури – переходный образ от романтизма к реалистическим принципам искусства у III. Бронте. В художественной системе романтизма одно из центральных мест занимает изображение личности сильной, яркой, свободной в своих порывах и чувствах. Изображение такой личности связано всегда с повышенным интересом к внутреннему миру героя. Рисуя образ Мины, Бронте сосредоточена на раскрытии чувств, мыслей героини, ее эмоционального состояния в тот или иной момент действия.

В героине раннего произведения Ш. Бронте очевидны некие узнаваемые типологические черты романтических образов и английской, и европейской литературы. Как и они, Мина переживает чувство одиночества, всепоглощающую страсть, острое недовольство окружающим миром. Она в какой-то степени противостоит окружающему миру: Мина Лоури вступает в конфликт с обществом. Однако, в отличие от большинства романтических героев, ее конфликт менее глобален. Если типичный романтический герой бросает вызов всему миру, для него не важно «почему?», важно «как?» (например, байроновский корсар «Корсар»: «Оттолкнут, оклеветан с юных дней, безумно ненавидел он людей. Священный гнев звучал в нем как призыв отмстить немногим, миру отомстив»), то Мина противостоит конкретному современному ей буржуазному обществу (что более присуще реалистическому искусству), и главной идеей ее противостояния является требование свободы выбора, свободы любви не для всего человечества, а для женщины «здесь и сейчас». Актуальность конфликта обусловлена у Ш. Бронте и личными мотивами, и причинами, вызванными конкретно-исторической ситуацией в английском обществе, где свобода личности (женщины, прежде всего) была ограничена моральными запретами, навязанными религией и устоями этого общества.

Общественное и художественное сознание романтизма связано с неприятием действительности и признанием наличия в ней хаоса, дисгармонии. Изучая человека, романтики сосредоточивали внимание на чувствах и чертах характера, которым придавался универсальный символико-метафорический смысл. Такая тенденция к универсальным обобщениям-символам есть и в описании Мины Лоури. В ней мы видим те черты, которые для Ш. Бронте были близки к идеалу. Внешняя привлекательность, не свойственная самой писательнице, часто называющей саму себя незаметной маленькой хрупкой женщиной, решительность и способность бороться за свободу выбора, за любовь (черта, характерная для Бронте-писательницы, но в меньшей степени развитая у Бронте-женщины) - основные характеристики Мины Лоури – романтической героини. Кроме того, неприятие моральных законов данного общества, эта «порочность» героини (с точки зрения общества) - та черта, которая, по словам Н.И. Соколовой, «из-за своей недосягаемости в реальной жизни привлекала Бронте-писательницу, позволяя ощутить свою собственную порочность». В реальной жизни Ш. Бронте не могла быть рядом с любимым человеком. Как и ее героиня Мина Лоури, писательница была влюблена в женатого человека - мужа мадам Эгер, хозяйки пансиона в Брюсселе, где училась и работала Шарлотта Бронте. Чувства писательницы не были безответными, однако, из-за непреодолимой преграды – наличия жены у ее любимого человека – Бронте покинула пансион. Ее чувства реализовались лишь в нескольких письмах к месье Эгеру. В отличие от самой писательницы, героиня Бронте находит в себе силы и смелость бросить вызов моральным устоям общества и бороться за место рядом с любимым. Хотя эту жертву с трудом можно назвать оправданной, так как положение Мины продолжает оставаться двусмысленным (любя Мину, герцог Замонья, из интересов государства, не расстается с нелюбимой женой).

Свойственное романтикам осознание важности процесса, а не его завершенности, и вытекающий из этого интерес к фрагментам, присущи композиции и финалу «Мины Лоури». Нерешенность конфликта, фрагментарность мышления, свойственная ранним произведениям Ш. Бронте говорит о незавершенности, продолжении, разомкнутости их художественной системы. В «Мине Лоури» в каждом эпизоде уделяется большое внимание поведенческим характеристикам персонажей, внешним проявлениям внутренних ощущений. Однако смена эпизодов происходит довольно неожиданно, резко. Соединяющим элементом между отдельными фрагментами текста служат своего рода комментарии, краткое изложение основной идеи или события, происходящего или произошедшего в том или ином эпизоде. Романтическому сознанию присуще торжество бесконечного над конечным, процесса над итогами. Так, финал «Мины Лоури» напоминает недосказанное, оставленное на полуслове предложение.

В «Мине Лоури» происходит процесс освоения эстетических принципов романтизма и расставание с ними. У Бронте очевидно тяготение к камерному сюжету – определенный, довольно узкий круг действующих лиц (герцог Замонья, Мина Лоури, Лорд Хэтфорд и Инара – приближенные герцога, Ворнер – личный секретарь герцога), здесь – одно основное место действия (охотничий дом Кросс Риволкс). Романтики абстрагировались от реальности, создавая свой собственный мир с другими законами, чувствами, желаниями и понятиями. В нашем случае Энгрия – искусственно созданный авторским воображением мир, в восточной Африке, в котором живут вымышленные персонажи, происходят надуманные события, где царит свободная любовь. Устремленность романтиков к манящему их идеалу здесь воплощена в теме любви без запретов, свободе самоопределения и свободе самовыражения.

Мина одинока, как и все романтические герои. Круг ее общения ограничивается герцогом и его приближенными. Общество не принимает таких, как она, в свой круг, но и она не ищет сближения с ним. Мина самодостаточна и следует своему чувству, живет согласно собственным ощущениям. Она осознает неадекватность своего морального выбора законам современного ей общества, но не считает необходимым менять свое положение ради одобрения и принятия ее сообществом.

Как и романтические герои, Мина ищет гармонию в общении с природой. Само предназначение дома, в котором живет Мина, говорит о тесной связи его и жизни его обитателей с окружающими живописными ландшафтами. Охотничий домик словно утопает в зелени деревьев, травы и цветов.

Образы природы – тот важный лирико-эмоциональный фон, который помогает раскрытию глубин психологии человека. Любовь к красивому ландшафту и отстраненность от обыденного, томление по несбыточным идеалам и утраченному прошлому, склонность к одиноким пешим прогулкам, восприимчивость к страданиям других и внешняя замкнутость героя – романтические константы, нашедшие свое выражение и в произведении Ш. Бронте «Мина Лоури».

Сближение мира чувств с миром природы помогало романтическому герою ощущать себя свободным и значительным, осознавать себя частью большого универсума. Так байроновский Манфред («Манфред», 1817) чувствует себя счастливым только в единении с природой, вдали от людей «... С людьми имел я слабое общенье, но у меня была иная радость: Пустыня. Я с отрадой дышал морозной свежестью на льдистых вершинах гор; я упивался юною отвагой в борьбе с волнами шумных горных рек иль с бешеным прибоем океана; ... иль по часам внимал напевам ветра... Так дни текли, и я был одинок. Когда же на пути моем встречался один из тех, чей ненавистный образ ношу и я, - я чувствовал, что свергнут с небес во прах». Изображения природных явлений, восхищение описываемым пейзажем пронизывает большинство произведений Ш. Бронте, в том числе и «Мину Лоури». Но, в отличие от «Джейн Эйр», где мы видим узнаваемый, конкретный пейзаж Севера Англии, в «Мине Лоури» пейзаж по-романтически абстрактный, универсально-символический. Картины природы подчеркивают естественность, искренность и величие души Мины. Мир природы, единство с ней, узкий круг общения, уединенность в своем созданном мире, красивом, «цветущем» (благоухающем запахами цветов и трав) доме – именно эта некая отстраненность от «большого мира», его общепринятых моральных установок позволяет героине Бронте сохранять свою свободу и жить по своим правилам, следуя лишь своим желаниям.

Мина, как и большинство романтических героев – образ-символ, символ свободного раскрепощенного духа, в сравнении с Джейн Эйр, в образе которой воплощен конкретно-социальный тип, с приметами социально-профессионального статуса.

Л-ра: Від бароко до постмодернізму. – Дніпропетровськ, 2003. – Вип. 6. – С. 131-139.

Биография

Произведения

Критика


Читати також