Биография Джерома К. Джерома

Биография Джерома К. Джерома

Джером Клапка Джером – английский писатель-юморист, драматург – родился 2 мая 1859 года в Уолсолл, графство Стаффордшир. Джером был четвёртым ребенком в семье Джерома Клэпа (англ. Jerome Clapp), который позднее сменил имя на Джером Клэп Джером (англ. Jerome Clapp Jerome). Отец Джерома был торговцем скобяными изделиями, а также проповедником без духовного сана. Помимо Джерома в семье было ещё трое детей: дочери Паулина и Бландина и сын Милтон, умерший в младенчестве. Джером, как и его отец, был зарегистрирован по имени Джером Клэп Джером. Второе имя, Клапка, появилось позднее (в честь венгерского эмигранта генерала Дьёрдя Клапки).

Семья Джеромов обеднела после неудачных инвестиций в местную горнодобывающую промышленность. Частые визиты кредиторов в дом Джеромов были позднее ярко описаны им в автобиографической книге «Моя жизнь и эпоха» (My Life and Times).

Юный Джером хотел стать политиком или литератором, но смерть его родителей в 1872 (Джерому тогда только исполнилось 13 лет), заставила его прервать обучение и искать работу. Он нанялся в «Лондонскую и Северо-Западную железнодорожную компанию» (London and North Western Railway), где проработал четыре года, собирая уголь, валявшийся вдоль железнодорожных путей.

В 1877, под влиянием своей сестры Бландины, увлеченной театром, Джером решает попытать себя в актерском ремесле под сценическим псевдонимом Гарольд Крайтон (Harold Crichton). Он поступил в театральную труппу, пытавшуюся ставить низкобюджетные пьесы; часто постановки осуществлялись за счет самих актеров, которые самостоятельно оплачивали пошив сценических костюмов и изготовление реквизита. Позднее Джером с юмором описывал эти времена и своё полное безденежье в новелле «На сцене и за сценой» (On the Stage — and Off).

Через три года безуспешных попыток пробиться, 21-летний Джером решает оставить актерскую профессию и поискать новое занятие. Он пробовал быть журналистом, писал эссе, сатирические рассказы, но в публикации большинства из них ему было отказано. В последующие несколько лет он был учителем, упаковщиком, секретарем адвоката.

И, наконец, в 1885 к нему пришел успех после публикации юмористической новеллы «На сцене и за сценой», которая «открыла двери» для последующих пьес и эссе Джерома. «Праздные мысли лентяя» (Idle Thoughts of an Idle Fellow), сборник юмористических эссе, был опубликован в 1886.

21 июня 1888 Джером женился на Джорджине Элизабет Генриетте Стенли Мэрисс (Georgina Elizabeth Henrietta Stanley Marris), также известной как Этти (Ettie). Свадьбу сыграли всего через 9 дней после развода Этти с её первым мужем. От первого брака у неё была пятилетняя дочка по прозвищу Элси (настоящее имя тоже было Джорджина).

Медовый месяц пара провела на Темзе, на небольшой лодке, что, как считается, в значительной степени повлияло на создание последующего и наиболее важного произведения Джерома — повести «Трое в лодке, не считая собаки» (Three Men in a Boat (To Say Nothing of the Dog)).

Джером принялся за создание повести сразу после возвращения пары из медового месяца.

Прототипами персонажей стали друзья Джерома Джордж Уингрэйв (George Wingrave) (Джордж) и Карл Хеншель (Carl Hentschel) (Гаррис). В новелле описана череда комичных ситуаций, в которые попадают друзья, а все события тесно переплетены с историей Темзы и её окрестностей.

Книга была напечатана в 1889, имела оглушительный успех и переиздаётся до сих пор. Популярность книги была настолько велика, что количество зарегистрированных на Темзе лодок в последующий после публикации год возросло на пятьдесят процентов, что в свою очередь сделало реку достопримечательностью для туристов. За первые двадцать лет по всему миру было продано более миллиона экземпляров книги. Также книга легла в основу многочисленных кино- и телефильмов, радиопостановок, пьес, мюзикла.

Финансовое благополучие, принесённое книгой, позволило Джерому целиком посвятить себя творчеству. Он создал несколько пьес, эссе и новелл, но повторить успех «Трое в лодке, не считая собаки» так и не смог.

В 1892 Роберт Барр пригласил Джерома в журнал «Лентяй» (Idler) на должность редактора (Джером сменил на этом посту Р. Киплинга). Журнал представлял собой иллюстрированное сатирическое ежемесячное издание для мужчин. В журнале печатались доступные общему пониманию юмористические рассказы и пьесы, стихи и путевые заметки, книжные обозрения и интервью. В 1893 он основал журнал «Сегодня» (To-day), но был вынужден оставить оба издания из-за финансовых трудностей и иска по делу о клевете.

В 1898 году короткая поездка по Германии вдохновила Джерома на написание романа «Трое на четырёх колёсах» (Three Men on the Bummel), продолжения «Трое в лодке, не считая собаки». В новом романе Джером отправляет тех же героев в заграничное велотурне. Книга имела успех, хотя и не такой громкий, как предыдущая.

В 1902 Джером публикует роман «Школьные годы Поля Келвера» (Paul Kelver), который признаётся многими как автобиографический.

Написанная в 1908 пьеса «The Passing of the third Floor Back» показала нового Джерома, более грустного и религиозного. Пьеса имела большой успех на английской сцене, но получила неодобрительные рецензии критиков.

В 1899 Джером К. Джером посетил Россию; свои впечатления описал в статье «Русские, какими я их знаю» (в 1906 издана на русском языке под названием «Люди будущего»).

В начале Первой мировой войны Джером попытался уйти добровольцем на фронт, но в силу возраста (Джерому было 56) в Британской армии ему отказали. Страстно желая служить хоть в каком-нибудь качестве, Джером устроился водителем скорой помощи во французскую армию. Считается, что военный опыт, а также смерть в 1921 его падчерицы Элси, угнетающе подействовали на состояние Джерома.

В 1926 Джером издает свои мемуары «Моя жизнь и эпоха» (My Life and Times). Вскоре после этого его наградили званием «Почётный житель города Уолсолл» (Freeman of the Borough). В течение последних лет своей жизни большую часть времени Джером провел в своем загородном доме в Юэлме (Ewelme) недалеко от Уоллингфорда (Wallingford).

В июне 1927 по пути из Девона в Лондон у Джерома случился инсульт. Его положили в больницу Northampton General Hospital, где 14 июня 1927 года он скончался.

Джером К. Джером похоронен в Церкви Св. Марии (St Mary's Church) в Юэлме, Оксфордшир. Рядом с ним похоронены Этти, Элси и его сестра Бландина. В городе Уолсолл открыт дом-музей Джерома, экспозиция которого посвящена жизни и творчеству писателя.

Книги Джерома переведены на многие языки мира.

Романы и новеллы:

«Трое в лодке, не считая собаки» / Three Men in a Boat (To Say Nothing of the Dog) (1889)
«Дневник одного паломничества» / Diary of a Pilgrimage (1891)
«Как мы писали роман» («Наброски к роману») / Novel Notes (1893)
«Трое на четырёх колёсах» («Трое на велосипедах») / Three Men on the Bummel (Three Men on Wheels) (1900)
«Пол Келвер» / Paul Kelver (1902)
Они и я (1909)
Томми и Ко (1904)
Энтони Джон (1923)

Эссе и наброски:

Мир сцены (На сцене и за кулисами) (1885)
Праздные мысли лентяя (Досужие мысли досужего человека) (1886)
Еще праздные мысли (1898)
Праздные мысли в 1905 году (1905)
Ангел, Автор и другие (1908)

Сборники новелл и рассказов:

Пирушка с привидениями (Истории, рассказанные после ужина) (1891)
Джон Ингерфилд и другие рассказы (1894)
Наброски лиловым, голубым и зеленым (Этюды в холодных тонах) (1897)
Наблюдения Генри (1901)
Жилец с третьего этажа (1907)
Мальвина Бретонская (1916)

Автобиография:
Моя жизнь и эпоха (1926)

Пьесы:

1886 — Barbara
1899 — Sunset
1888 — Fennel
1888 — Woodbarrow Farm
1890 — New Lamps for Old
1895 — The Rise of Dick Halward
1895 — The Prude’s Progress («Похождения ханжи»)
1895 — Driftwood («Плавучие деревья» и «По течению»; скетч из сборника «Sketches in Lavender, Blue and Green»)
1896 — Biarritz
Ок. 1898 — The MacHaggis
1890-е годы — The Russian Vagabond
1902 — Miss Hobbs («Мисс Гоббс»)
1909 — Fanny and the Servant Problem
1910 — The Passing of the Third Floor Back
1911 — The Master of Mrs Chilvers
1913 — Esther Castways
1914 — The Great Gamble
1914 — Robina in Search of a Husband
1917 — Cook
1926 — The Celebrity
1927 — The Soul of Nicholas Snyders

Биография

Произведения

Критика


Читати також