Агирре, гнев Божий. Вердикт человечеству
Фильм рассказывает историю экспедиции конкистадоров в поисках Эльдорадо. Руководитель одного из отрядов - Лопе де Агирре (реальная историческая фигура), решает при любых условиях добраться до цели - призрачной, но вожделенной.
Режиссеру Вернеру Херцогу удалось вызвать уникальные чувства, поставить новые акценты в исконных вопросах бытия, вывести зрителя из душевного равновесия с целью осознания и раскаяния от имени всего человечества. Хотя сторонникам динамических киноаттракционов экранное действие может показаться статическим, однако психологическое напряжение и атмосфера здесь вроде пружины, сжатой на пределе своих физических свойств. Условная монотонность повествования создает вневременную иллюзию, что придает полотну притчевых черт. А эпизоды сплава по реке (особенно ближе к финалу) вызывают ассоциации с человечеством, плывущим по течению навстречу Мировой Бездне.
Альтер-эго режиссера, гениальный немецкий актер Клаус Кински в образе конкистадора Агирре сумел воплотить высокий градус человеческой жадности, самоуверенности, одержимости, жестокости, портрет диктатора, аллюзию Сатаны, который соблазнился сам и топит в искушении других. Если проводить ассоциации, то сразу вспоминаются Алекс из "Заводного апельсина" и Ганнибал Лектер из "Молчания ягнят" - похожие персонажи по силе воздействия и харизматичности. Кстати, это первый фильм, где Клаус Кински смог проявить свой невероятный талант и буйный темперамент в полную силу. Хотя впоследствии он еще не раз поразит зрителей, как на экране, так и в реальной жизни.
Визульно картина напоминает медитацию, в первую очередь общие планы. Что-то вроде "Коянискатси". Оператор (Томас Маух) позволяет нам прикоснуться к Неизвестному, приблизиться к мистическим таинствам мира. Эпические пейзажи сочетаются с портретами, полными ювелирной точности в изображении психологических акцентов, что свидетельствует о широком диапазоне мастерства (которая еще не раз будет доказана в других фильмах Херцога).
И напоследок музыка. Весьма атмосферная, она подчеркивает каждую черту, каждый акцент изображаемой истории - обреченность, отчаяние, одержимость, помешательство на грани блаженности, дух древних цивилизаций. Никогда не думал, что краут-рок сможет так органично звучать в контексте исторического фильма. Немецкая группа Popol Vuh развеяла этот стереотип, создав самобытную музыку незаурядной красоты, которая прекрасно вписывается в дикие пейзажи Амазонки и не менее приятно звучит независимо от фильма.