Рецензия на фильм «Surge»
Молчаливая антология подёргиваний, гримас, тиков… харизматичный Бен Уишоу в «Surge».
Бен Уишоу сыграл взбудораженного молодого мужчину, отправившегося в преступный разгул по Лондону, в полнометражном дебюте Анейла Карии.
В роли работника службы охраны в Лондонском аэропорту Станстед, чьё закипающее душевное расстройство наконец приводит к возгоранию, Бен Уишоу снабжает зрителя по-настоящему сочным образом в фильме «Surge».
Первый полнометражный фильм режиссёра Анейла Карии, который снял эпизоды таких британских сериалов, как «Top Boy» и «Pure», начался с более ранней коллаборации Карии, Уишоу и тренера по движению Лоры Уильямсон Биггсон в короткометражке «Beat» 2013 года. В ней Уишоу судорожно танцует по улицам Северного Лондона, провоцируя людей дать ему в рожу. В новом сценарии Руперта Джонса и Риты Калнеяс сюжет немного более закрученный, но лишь немного. Порой «Surge» выглядит растянутой короткометражкой. Даже несмотря на завораживающего Уишоу, под конец 105-минутного приключения кажется, что вы застряли в сломанном поезде с агрессивным душевнобольным.
На работе Джозеф ходит с опущенной головой; на автомате ощупывает путешественников, на которых среагировал металлоискатель, и раз за разом просит людей выложить содержимое карманов на подносы. Друзей среди коллег у него вроде бы нет. Даже когда он приносит торт в комнату отдыха на свой день рождения, дабы разделить его с коллегами, никто из них не догадывается, что это был он. Его поначалу малозаметные судороги, встревоженная мимика и компульсивные неврозы намекают, что с ним далеко не всё хорошо.
Зритель может задуматься, является ли его поведение признаком аутизма, синдрома Туретта или какой-то формой шизофрении, но ответа на данный вопрос вы не получите. Судя по бурлящей обиде и едва скрываемой ярости, исходящей от его родителей (Элли Хаддингтон, Иэн Гелдер), когда Джозеф приходит к ним на праздничный обед, можно догадаться, что он и раньше попадал в неприятности. Напряжение нарастает с каждым невыносимым вздохом, пока Джозеф не прокусывает бокал. Первая реакция его матери – негодование из-за устроенного беспорядка.
Новый кадр с Беном в роли Джозефа.
После этого события становятся только безумнее. Маниакальное состояние Джозефа приводит к тому, что он совершает одно преступление за другим, и каждое из них настолько комично причудливо, что почти похоже на правду. В какой-то момент он навещает Лили (Жасмин Джобсон), симпатичную коллегу с работы, разговор которой о проблемах с установкой телевизора он ранее подслушал. Поняв, что под рукой нет нужного HDMI-кабеля, он отправляется в ближайший хозяйственный магазин, а узнав, что его карта недействительна, идёт грабить банк. Добившись успеха в этом предприятии, он возвращается к Лили и настраивает телевизор, за что награждается перепихоном на кухне.
Фильм продолжается в том же духе – одна авантюра за другой – вплоть до резкой концовки, после которой понимаешь, что о Джозефе знаешь всё также мало, кроме того что он, очевидно, очень несчастен. Телодвижения Уишоу – порой почти по-балетному грациозные, а порой пугающие своей неистовостью, словно у бешеной собаки – рассказывают свою историю. Камера танцует вокруг него, снимая длинные, непрерывные сцены, не забывая запечатлеть и прохожих, раздражённых поведением Джозефа или же не заметивших его, или попросту не желающих ничего замечать. Город почти как отдельный персонаж фильма, и далеко не самый приятный.
Название картины подобрано весьма уместно. Почти каждая сцена – можно даже сказать, весь фильм целиком – это импульс («surge» с англ. – импульс, всплеск), досаждающая опухоль, которая беспрестанно давит на голову Джозефа. Цепочка событий становится всё длиннее, но вместо кульминации мы загадочно переносимся к началу новой цепочки и психоэмоциональный импульс стартует по новой. Это проницательное отображение банальной повседневности, в которой живёт главный герой. Каждый новый осмотр, который приходится осуществлять Джозефу в аэропорту, представляет собой невыносимую официозную близость с полным незнакомцем, один из которых оказывается не в себе; и на какое-то ужасное мгновение нестабильность Джозефа предстаёт зрителю в таком неясном свете, что сложно понять, кто из этих двоих действительно безумен.
Игра Уишоу – по большей части молчаливая антология подёргиваний, гримас, тиков, жутких периодов отрешённости, дополненных созерцанием себя в зеркале на манер серийный убийц. С актёром меньших харизмы и опыта, чем у Уишоу, проект однозначно бы не сработал. Но он справился блестяще.
Кария ни на минуту не теряет контроля над общим настроением фильма, но оно будто бы вовсе не меняется. Некоторые образы из фильма остаются с тобой надолго, вроде сцены, в которой Джозеф, в состоянии полного исступления, покупает номер в шикарном отеле, а после разрывает матрас и залезает в образовавшееся уродливое чрево. Кария – находчивый режиссёр, и это хорошее начало.
Перевод: Александр Путин