40 лет Тени воина
23 апреля 1980 года в Токио, Япония, состоялась премьера фильма Акиры Куросавы "Кагемуся: Тень воина". Именно так на сайте Кинопоиск и многих других указывается название этого фильма, через двоеточие. Хотя, на самом деле, в таком виде название содержит и тавтологию, и ошибку перевода, поскольку "кагемуся" по-японски означает "воин тени". Вот и подставьте этот перевод в общепринятое у нас название этого фильма. Такой "тяни-толкай" в переводе названия этого фильма наблюдается не только в советском кинопрокате, но и в ряде других стран. Но это - так, к слову.
На премьере фильма в Токио отметился чуть ли не весь бомонд американского кинематографа. Были замечены Ирвин Кершнер, Джеймс Кобурн, Фрэнсис Форд Коппола, Сэм Пекинпа, Артур Пенн, Уильям Уайлер, Питер Фонда, Теренс Янг, ну и другие, менее известные кинематографисты. Такой интерес американских деятелей кино к японскому фильму, пусть даже снятому одним из корифеев мирового кино, был из ряда вон выходящим событием. Но имел достаточно простое объяснение.
Изначально свёрстанный бюджет картины составлял 6 миллионов долларов (эквивалентно нынешним примерно 23 миллионам долларов). Но ещё до начала съемочного процесса стало понятно, что кинокомпания Тохо, находящаяся в тот момент в сложном финансовом положении, не сможет профинансировать производство фильма в полном объёме. И тогда Акира Куросава обратился за помощью к своим американским друзьям и коллегам Фрэнсису Форду Копполе и Джорджу Лукасу. Коллеги согласились "замолвить словечко" перед кинокомпанией Twentieth Century Fox и имели все основания на получение положительного решения, поскольку незадолго до этого фильм Джорджа Лукаса "Звёздные войны" принёс колоссальную прибыл его создателям и дистрибьюторам: при бюджете в 11 миллионов долларов бокс офис превысил 775 миллионов долларов. А дистрибьютором как раз была Twentieth Century Fox. И, действительно, согласие на помощь в финансировании фильма Акиры Куросавы было получено, но при условии, что исключительные права на дистрибуцию фильма на территории США получает Twentieth Century Fox.
Акира Куросава получил возможность приступить к съемкам, но тут возникла другая загвоздка. Дело в том, что на роль Сингэна Такэды изначально планировался Синтаро Кацу, а на роль двойника Такэды - брат Синтаро Кацу - Томисабуро Вакаяма. Но чуть ли не в первый день съемок Синтаро Кацу был уволен. И задуманная схема рухнула.
Существует две версии объяснения причин этого увольнения. Согласно одной, которую выдвинул Коппола, Синтаро Кацу явился на съемки с кинокамерой, якобы, для того, чтобы запечатлеть секреты режиссёрского мастерства Акиры Куросавы, чего великий Мастер допустить не мог. И Кацу был немедленно уволен. Ну, а его брат в знак солидарности сам покинул съемочную площадку.
Но есть и другая версия, согласно которой со стороны американских продюсеров было выдвинуто Куросаве ещё одно условие получения финансирования, а именно: главную роль должен играть актёр с международным именем. На неизвестного или плохо известного актёра американские зрители не пойдут, и, как следствие, затраты не окупятся. Синтаро Кацу был достаточно известным актёром, но только в Японии. За пределами "страны восходящего солнца" этого актёра знали лишь фанаты японского кино и поклонники серии кинофильмов про Затоичи, в большинстве которых играл Кацу. Для американского кинопроката Кацу был недостаточно престижен.
Куросаве было рекомендовано взять на главную роль Тосиро Мифунэ. При этом "рекомендатели" совершенно не учли того факта, что Куросава и Мифунэ, в свое время совместно создавшие 16 фильмов, вот уже более 10 лет не поддерживают отношений. Их раздрай начался на фильме "Красная борода", где Куросава поставил условие, что Мифунэ должен отрастить бороду, покрасить её в рыжий цвет (не понятно, зачем, раз фильм всё равно чёрно-белый. Но таковы уж прихоти гениев.) и не сбривать в течение всего периода съемок, т.е., двух лет. Из-за этого требования Мифунэ не мог сниматься параллельно в других фильмах, как это делают практически все актёры всего мира. Т.е., роль в "Красной бороде" нанесла существенный урон для финансового благополучия Мифунэ. Но зато после этого фильма карьера и финансы Мифунэ резко пошли в гору, он стал наиболее востребованным актёром не только в Японии, но в США. А Куросава, наоборот, в 60-е - 70-е годы переживал трудные времена. Настолько трудные, что иногда был близок к самоубийству. Как бы то ни было, эти обстоятельства никак не способствовали восстановлению добрых отношений между некогда добрыми друзьями и коллегами.
Короче, Куросаве пришлось искать актёра, который по известности и по актёрскому мастерству был бы сопоставим с Тосиро Мифунэ. И таким актёром был признан Тацуя Накадаи. Он согласился с предложением Акиры Куросавы, в нескольких фильмах которого играл ещё в начале 60-х годов. Причём, даже не читая сценарий. Правда, это согласие стоило ему дружбы с Синтаро Кацу, который после этого просто перестал разговаривать с Накадаи.
Конечно, привлечение к работе над фильмом Тацуя Накадаи означало сильное изменение съемочного процесса, поскольку он должен был играть две роли. Это изменение, естественно, привело к усложнению съемок и, само собой разумеется, к удорожанию. Впрочем, ряд поступивших от американских продюсеров "рекомендаций" так же способствовали увеличению расходов на производство фильма. Так, например, для съёмок в батальных сценах из США были привезены более двух сотен женщин-наездниц вместе с их специально обученными лошадьми. Из музеев Японии были заимствованы аутентичные воинские доспехи 16-века, имевшие статус национального достояния Японии. И так далее. Как следствие, бюджет картины вырос почти до 11 миллионов долларов.
Относительно кассовых сборов картины различные источники приводят разные данные. Наиболее достоверными, на наш взгляд, являются следующие цифры: в Японии фильм собрал примерно 13 миллионов долларов, в США - ещё 4 миллиона долларов. Не располагаем данными о сборах фильма по всему миру, но это и не важно, поскольку и без них видно, что затраты на производство фильма полностью окупились.
Если финансовый успех картины можно оценить как умеренный, то фестивальный успех фильма был буквально ошеломительным. Буквально через месяц после премьеры фильм Акиры Куросавы завоевал Золотую Пальмовую Ветвь Каннского международного кинофестиваля (на пару с фильмом Боба Фосса "Весь этот джаз").
На следующий, 1981 год, европейский триумф фильма "Кагемуся: Тень воина" (уж придётся придерживаться этого названия) продолжился. Сам фильм получил французскую кинопремию Сезар как лучший иностранный фильм, а его режиссёр - Акира Куросава - был удостоен премии Давид ди Донателло как лучший иностранный режиссёр. В Великобритании фильм получил две номинации на премию БАФТА. В одной - за лучшую режиссуру - победил, а в номинации на лучший фильм уступил фильму Дэвида Линча "Человек-слон".
А в США успехи фильма Акиры Куросавы были чуть скромнее. Фильм был номинирован на обе главные американские кинонаграды, но в споре за Золотой Глобус в категории лучший иностранный фильм уступил фильму "Тэсс" Романа Полански, а премию Оскар в аналогичной номинации у Акиры Куросавы сенсационно "увёл" фильм Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". И это событие, буквально, довело до истерики, если судить по тексту рецензии, кинообозревателя The New York Times Винсента Канби, который назвал фильм Меньшова откровенной халтурой на фоне "Кагемуся". Так сильны были ожидания американских кинокритиков, что Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке будет присужден японскому фильму, созданному на американские деньги.
В связи с этим, хочется отметить, что аналогичные ожидания, видимо, были присущи и советским руководителям кинематографической отрасли. И именно поэтому Владимир Меньшов не был делегирован в Лос-Анджелес для участия в церемонии вручения премии Оскар, а не потому, что Меньшов был, якобы, "невыездным", чуть ли не "жертвой режима". Просто никто не ожидал такого решения от членов Американской киноакадемии. А направлять известного советского кинематографиста в США только для исполнения роли статиста - как говорится, "у советских собственная гордость". И статуэтка в итоге была вручена атташе по культуре советского посольства, который присутствовал на церемонии просто в силу своих должностных обязанностей.
А по поводу шедевра Акиры Куросавы тот же Винсент Канби в своей рецензии буквально на следующий день после премьеры фильма в Нью-Йорке писал: «Кагемуся» - это, пожалуй, самый крутой, самый потрясающий фильм режиссера, полный великолепных видов линий конных солдат, медленно пересекающих величественные пейзажи или скачущих вдоль берега моря, на фоне великолепных закатов, которые, кажется, предвещают конец света. «Кагемуся» - величественный, хладнокровный и во многих деталях почти абстрактный фильм. Очень похоже, что это работа режиссера, которому сейчас 70 лет, и который больше не занимается исследованиями обычных тем, присущих обычной драме, и не пытается разрешить какие-то извечные проблемы морали. Вместо этого он рассматривает историю в целом не как нечто, что можно судить, а как то, что требует понимания и осмысления."
69% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму "Кагемуся: Тень воина" оценки от 8 до 10.
С учетом перечисленных выше показателей успеха картины её рейтинг по версии FilmGourmand'а составил 10,975, что обеспечило ей высокое 8-е место в Золотой Тысяче.