Природа в творчестве Уильяма Берроуза

Природа в творчестве Уильяма Берроуза

А. А. Булатова

В статье рассматривается творчество «разбитого поколения» на примере Уильяма Берроуза как одного из наиболее ярких представителей. Показано отражение природы в произведениях писателя, которая выступает неотъемлемой частью человеческого мира. Проанализированы взаимоотношения человека и природы в таких романах, как «Города красной ночи», «Джанки», «Голый завтрак», «Нова Экспресс» и «Западные земли». Рассматривается «метод нарезки», введенный в литературный обиход У. Берроузом, и его влияние на становление постмодернизма в американской литературе. Важное значение имеют проблемы экологии, затрагиваемые в произведениях автора. Помимо этого, упомянуто влияние «разбитого поколения» на расширение привычного понимания литературы.

The article discusses the works of «beat generation» as examplified in the books of William S. Burroughs as one of its most prominent representatives. The results reflect the role of the nature in the writer’s works, which serves an integral part of the human world. The paper analyzes the relationship between man and nature in such novels as «Cities of the Red Night», «Junkie», «Naked Lunch», «Nova Express» and «Western Lands». It considers «cut-up method», introduced by William Burroughs, as well as its influence on the development of postmodernism in American literature. The article highlights the environmental issues raised in the author's works. In addition, the influence of «beat generation» is revealed in the expansion of the traditional understanding of literature.

Ключевые слова: «разбитое поколение»; Уильям Берроуз; Джек Керуак; Аллен Гинзберг; природа; проблемы экологии.

Keywords: «Beat Generation»; William Burroughs; Jack Kerouac; Allen Ginsberg; nature; environmental issues.

Литература США XX в. достаточно разнообразна, имеет много течений и представлена творчеством многих самобытных авторов. Уильям Сьюард Берроуз является одним из знаковых представителей «разбитого поколения». Он, Джек Керуак и Аллен Гинзберг повлияли как на становление самого движения, так и на возникновение новых поджанров в литературе. Например, роман Уильяма Берроуза «Голый завтрак» считается одним из первых произведений постмодернизма [1].

Бит-поколение берет свое начало в середине 40-х гг. ХХ в., когда вышеобозначенные авторы только начинали знакомиться и закреплять свое творческое сотрудничество. Литературное творчество битников, или «разбитого поколения», до сих пор остается слабо изученным в отечественной науке. Редкие работы не отражают значимости творчества данных авторов для мировой литературы и формирования новых направлении, а посвящены изучению течения как контркультуры. Исследования о «разбитом поколении» как литературном течении практически отсутствуют. Можно упомянуть исследования Анны Александровны Габец и Эдгара Эдгаровича Ошиньша [2; 3]. В то же время в зарубежном, особенно американском, литературоведении данной проблематике посвящено достаточное количество работ разного объема и содержания. Например, это работы Нэнси Грейс, Курта Хеммера и Эфтичия Майкли [4; 5; 6]. Необходимо учесть, что битники занимают видное место в общей картине литературного процесса США и что недостаточная степень изученности их творчества может привести не только к некоторым неточным частным суждениям, но и помешать верному и глубокому пониманию американской литературы ХХ в. в целом. Цель данной статьи - раскрыть особенности изображения природы в наиболее ярких произведениях У.С. Берроуза.

Битничество является одним из самых ярких примеров контркультуры США, но оно известно не только как идеологическая группа, но и как литературное и художественное течение, которое берет свое начало в 1944-1945 гг. В 1944 г. в Колумбийском университете встретились Аллен Гинзберг, Джек Керуак, Уильям Берроуз, позже их назовут основателями битников. Самыми значительными произведениями стали «Вопль» (1956) А. Гинзберга, «На дороге» (1957) Дж. Керуака, «Голый завтрак» (1959) У. Берроуза [1; 7; 8]. С помощью своих героев авторы доносили до молодежи взгляды и философию «разбитого поколения». Они выступали против культа потребления, политики государства и американского образа жизни в целом. В качестве самой решительной формы протеста битники выбрали проявления гомосексуализма, что стало популярно в среде молодых интеллектуалов, нередко увлеченных еще и дзэн-буддизмом. Был обнаружен единственный способ борьбы с обществом - уход в себя, в творчество.

Уильям Берроуз на протяжении всей своей жизни неоднократно менял стилистику написания произведений. Начав с достаточно традиционного стиля повествования, вскоре он полностью ушел в экспериментальность, которую часто называют последствием приема наркотических средств. Писатель применял особый «метод нарезки», который он использовал по аналогии с техникой коллажей и исполнения в стиле кубизма. Многие произведения словно состоят сразу из нескольких рассказов, что вносит сумятицу в понимание изображаемых событий. Возможно, это происходило по причине беспорядка в бумагах автора или в его собственной голове, наполненной запутанными, пропитанными алкоголем и наркотиками мыслями. В каждой новой работе появляется все больше ненормативной лексики, что также обусловлено воздействием на автора наркотических веществ. Характерными чертами произведений считаются бессюжетность, свободный стих, метафорический язык. Большое значение имеет и сама подача произведений, которая отрицает все принятые в обществе нормы. Роман «Голый завтрак» некоторое время был даже запрещен в США из-за большого количества нецензурной лексики, наличия сцен с педофилией и убийствами детей [1]. Используя куски из абсолютно разных произведений, писатель создал нечто совершенно новое, добавив и фрагменты из своей личной корреспонденции. Многие его другие сочинения и вовсе носят фрагментарный характер и не имеют четких границ.

Природа в творчестве Уильяма Берроуза неотъемлема от человеческого мира. Уже не человек является ее частью, а она сама становится малой деталью его существования. Мир «разбитого поколения» тускл и практически безжизнен. Крупицы неба, пробивающиеся сквозь многочисленные небоскребы, - серые и грязные. Все прекрасное, что было в природе, загрязнено или полностью уничтожено человеческой жизнедеятельностью. По зеленым просторам разливается бензин, в который кидают зажженные спички. Вспыхивают и другие костры, а в безветренном сентябрьском воздухе неподвижно застывает черный дым. Редкие животные вынуждены искать солнечный свет и пастись среди почерневших магнитофонов, пластиковых оберток и прочего никому не нужного хлама. Богом и вовсе выступает запах горящих листьев на булыжных мостовых, шелест проводов и тьмы, потрепанные звуки далекого города. В произведениях Берроуза постоянно присутствует тема загрязнения окружающей среды [9]. В рассказе «Ветры времени» упоминается, как большая ящерица пересекает илистые равнины, усеянные арбузными корками, выброшенными из плывущих мимо челноков [9]. Все это указывает на проблемы экологии, а значит - на низкий уровень культуры человека, который засоряет свою родную планету в ущерб себе и всему живому.

Роман «Голый завтрак» также служит отличным показателем того, как битники, и Уильям Берроуз в частности, видели окружающий их мир: «Он вопит всю дорогу в раскалывающую синеву неба, восходящее солнце обжигает тело как бензин, вниз, мимо огромных дубов и хурм, болотных кипарисов и красных деревьев, чтобы разбиться в текучем облегчении на заброшенной площади, вымощенной известняком. Сорняки и лианы прорастают сквозь камни, а ржавые железные болты в три фута толщиной пробивают белый камень насквозь, пачкают его бурой ржавчиной» [1]. Природа не мертва в данном отрывке, но она слаба и находится на грани исчезновения. Упоминание о солнце довольно часто встречается в этом произведении, но в значении опаляющего, выжигающего, причиняющего боль.

Тем не менее, в романе «Города красной ночи» можно увидеть более позитивный образ природы. «На дне каньонов текут ручьи, кишащие рыбой, берега ручьев изобилуют фруктовыми и ореховыми деревьями <...> Они сделали привал на вершине утеса в тысячу футов высотой, над равниной, усеянной красными валунами. То тут, то там блестит вода. Песчаник, лежащий в основании пустыни, удерживает воду; даже на обычно засушливых участках в озерцах водятся рыбы и ракообразные» [10]. Флора и фауна, представленные в этом отрывке, наполнены жизнью и красками. Изображены пустынные земли, которые крайне далеки от воздействия человека. Однако затем взгляд героя произведения перемещается наверх, в небо, на кружащих стервятников. Даже здесь присутствует ожидание смерти.

При описании города Тамагиса автор заостряет внимание читателя на запахах, которые окружают персонажей: «Стоит летняя ночь, воздух горяч и наэлектризован ароматами благовоний, озона и мускусным, сладким, гнилостным красным запахом лихорадки» [10]. Упоминание гнили, но вперемежку с благовониями может отсылать к желанию человечества не замечать происходящего за пределами его взгляда. Даже если в романах столь знакового представителя бит- поколения и присутствует описание красоты природы, то буквально на следующей странице вся пестрота смывается суровой реальностью автора.

Роман «Западные земли» завершает трилогию, начавшуюся с «Городов красной ночи». В нем природа представлена на редкость агрессивной и нежелающей мириться с господством человека: «Дело не только в липком, горячем и тягучем, как резина, иле, через который не проберешься ни пешком, ни вплавь. В этом горячем иле водятся хищники. Они, разумеется, слепы, но стоит только проломить сухую корку, и они хлынут на поверхность: огромные черви с круглыми ртами, работающими как дисковая пила, крабы и змеи с кривыми зубами, острыми, как иголки <...> Мы сворачиваем в сторону, обходя смертоносный луг, покрытый глянцевой зеленой травой. Кроны гигантских деревьев над головами. Тропинка идет в тени. Огромная сколопендра выползает из горячего сернистого источника, текущего из расщелины в известняковых скалах. Уилсон стреляет в нее из двустволки; выстрелом сколопендре разрывает брюхо. Вонючее, выпотрошенное туловище извивается на земле, выпуская из жвал струйки яда, который, попадая на камни, прожигает в них дыры». В этом отрывке животные смертельно опасны, и герой произведения их побеждает. Представлено наглядное превосходство человека над царством животных и растений, у которого отбирают последних защитников. Таким образом, природа в произведениях Уильяма Берроуза предстает почти загубленной человеком. Хрупкие попытки защититься прерываются метким выстрелом, а едва проклюнувшиеся растения сразу же покрывают огромные горы мусора.

Все творчество Уильяма Берроуза можно считать отражением его болезненного внутреннего состояния, многие работы носят автобиографический характер, например, «Джанки» [11]. Тем не менее, вклад битников в литературу огромен, и многие рассказы заложили основы новым литературным направлениям. Широкое использование «метода нарезок» и открытый протест традиционным ценностям можно назвать зачатками постмодернизма, а в романе «Нова экспресс», где автор решил представить свою версию будущего, - даже киберпанка [12].

Эстетика бит-движения активно критиковалась современниками. Их обвиняли в анти-интеллектуальности и грубости, а разгульный образ жизни называли опасным для всего общества. Хотя «разбитое поколение» и просуществовало недолго, однако значительно расширило привычное понимание литературы. Битники смогли пробить стену цензуры, контролирующей вкус читателей, ввели моду на индийскую и восточную философию. Благодаря достаточно реалистичному изображению реалий, битники привлекли внимание общества к проблемам экологии и окружающей среды. Литературные эксперименты стали нормой современного творчества, а поэзия стала более естественной и свободной.

Литература:

  1. Burroughs W.S. Naked Lunch. Olympia Press, 1959. 57 p.
  2. Габец А.А. Прагмалингвистический потенциал речевых характеристик персонажей в произведениях Джека Керуака : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04. Калининград, 2012. 200 с.
  3. Ошиньш О.О. Метод и жанр прозы Джека Керуака : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.05. М., 1984. 180 с.
  4. Ginsberg A. Howl & Other Poems / K. Hemmer. City Lights Books, 1956. 48 p.
  5. Kerouac J. On the Road / K. Hemmer. Viking Press, 1957. 307 p.
  6. Hemmer K. Encyclopedia of Beat Literature. Facts on File, 2006. 401 p.
  7. Burroughs W.S. The Western Land. Viking Press, 1987. 98 p.
  8. Grace N. Jack Kerouac and the Literary Imagination. Palgrave Macmillan US, 2007. 263 p.
  9. Burroughs W.S. The Ticket That Exploded. Olympia Press, 1967. 98 p.
  10. Burroughs S. Cities of the Red Night. Viking Press, 1981. 153 p.
  11. Burroughs S. Junkie. Ace Books, 1953. 86 p.
  12. Burroughs S. Nova Express. Grove Press, 1964. 69 p.
  13. Mikelli E. Constructions of Identity and Otherness in Jack Kerouac's Prose. Durham University, 2009.296 p.

Биография

Произведения

Критика


Читати також