09-02-2020 Всё о кино 264

Документальный фильм Для Самы

Рецензия на документальный фильм «Для Самы» (2019)

«Для Самы» (`For Sama`) — это история одной молодой сирийской женщины по имени Ваад, которая снимает документальный фильм для своей малолетней дочери, хотя все начиналось в 2012 году, когда ее дочери по имени Сама (в переводе означает — небо) еще не было в помине. Это, по сути, видеодневник, который Ваад готовит для своей малолетней дочери Самы и хочет, чтобы она повзрослела и посмотрела этот фильм.

Фильм уже получил определенное признание в профессиональном киносообществе. Сначала, фильм получил «L’oeil d’or», награду за лучший документальный фильм Каннского кинофестиваля в 2019 г. Далее фильм был номинирован на британскую кинопремию BAFTA в 4-х категориях, выиграв приз за «Лучший документальный фильм». Более того, фильм стал впервые в истории документальным фильмом, номинированным на четыре категории BAFTA. Помимо этого фильм завоевал приз British Independent Film Awards в категории «Лучший британский независимый фильм».

Фильм снят ручной камерой в то время, когда протесты против Асада в Сирии только начались, Ваад училась на маркетолога в университете и царила атмосфера свободы и оптимизма. Фильм снят в форме пересказа и охватывает повседневные жизни тех, кто жил в сирийском городе Алеппо. Напомним, что тогда еще гражданская война в Сирии не началась. Но вскоре Ваад столкнется с войной и будет чувствовать последствия войны.

Главная героиня знакома с Хамзой, молодым доктором, который решил остаться в Сирии и помогать раненым и больным в это сложное время. Вскоре это знакомство станет ключевым для ее жизни, (спойлер!) ведь после этого у нее появится на свет Сама.

Ваад постоянно снимает происходящее вокруг, порой даже кажется, что единственная дочь Сама остается в тени, когда мама желает сперва взять камеру и запечатлеть, а затем спрашивает у остальных о местонахождении своей единственной дочери.

Фильм очень открыто показывает тяжелые последствия войны, бомбардировки, ранения, операции в больнице без должных медикаментов и соблюдения правил гигиены. В картине очень много крови и создатели не старались это прятать, а показывали настолько откровенно, насколько это возможно.

Больше всего впечатлили два эпизода из документального фильма. В первом Ваад снимает, как мальчики прощаются с погибшим младшим братом и затем мама приходит в поисках своего дитя! Следующий эпизод — это съемки в операционной комнате, когда показывают раненую беременную женщину на 9-м месяце. Что там дальше происходит с ее неродившимся ребенком сложно описать. Лучше посмотрите сами этот эпизод – это, возможно, самый эмоционально сильный момент документального фильма.

Во время войны Ваад задает философский вопрос: а стоит ли создавать семьи, рожать детей, чтобы они проходили через такой ад? Может лучше этого не делать? Это тот вопрос, на который сложно ответить, у каждого есть свое мнение по этому поводу.

Фильм делится впечатлениями и мнениями различных возрастов и полов. Например, один взрослый мужчина, наблюдая за игрой в шахматы, бросает фразу: «Если король умрёт, игра закончится. Если Башар Асад умрет, война закончится», — добавляет он. Короткая ремарка про это реплику. Насколько слепая, глупая и недальновидная фраза вроде бы от взрослого мужчины! Наверное, некоторые так думали и предполагали в Ливии и Ираке. Мы же прекрасно знаем, что случилось с этими странами после гибели Муаммара Каддафи и Саддама Хусейна. А вот мальчик, живущий в Алеппо в осаде, оценивает обстановку как нормальную и ведет себя очень зрело и спокойно. Он даже просит Аллаха о прощении его друзей, которые оставили его одного в осаде!

Главная героиня, Ваад, критично отзывается о действующей власти Асада, даже критичнее, чем действия исламистских экстремистов, а Хамза проклинает Асада. Далее Ваад критикует российские самолеты над городом и сообщает, что они ударили по больнице, вследствие чего погибли 53 человека. Нанесение авиаударов по больницам способно убить надежду медицинского персонала и обычных граждан. Создатели фильма даже проводили акции, когда держали плакаты с надписью «Stop bombing hospitals». Тем не менее, отметим, что у Ваад, простой студентки ручной камерой, каким-то образом оказались записи с камер безопасности больницы. Порой в фильме используются не только видеоматериал режиссера, но и съемки с дрона, что вызывает очень большие вопросы об источнике этих кадров.

Очевидно и заметно, что Ваад доносит до мира определенную точку зрения изнутри страны, Сирии. Но стоит помнить, что она уже сбежала из Сирии и вместе с семьей поселилась в Великобритании. Теперь она поддерживается со стороны британских СМИ (напр. Channel 4) и даже таким американским ТВ каналом как PBS, где вовсю рассказывает о том, что происходило с ней и ее семьей, а также другими, попутно критикуя действующий режим Асада и российскую военную поддержку. То есть, короче говоря, она уже не просто режиссер документального фильма, а сирийский оппозиционерка, старающаяся донести до всего мира свою точку зрения, которая выгодна определенным политическим кругам тоже.

Второй момент, на котором остановлюсь, это желание победить призы и получить всемирное признание на международных кинофестивалях. Смотря несколько интервью Ваад, об этом можно говорить с большой уверенностью. Хотя, казалось бы, главное для спасшего из этого пекла должно быть донесение того ужаса до всего мира, а не ожидание многочисленных призов.

Так или иначе, эта картина делится личной историей из Сирии, охваченной гражданской войной, и показывает повседневную жизнь изнутри, что и представляют большую ценность.


Читати також