Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»
— Пожалуйста, — сказал Валентин. — Представьте себе пикник…
Нунан вздрогнул.
— Как вы сказали?
— Пикник. Представьте себе: лес, проселок, лужайка. С проселка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фото- и киноаппараты… Разжигается костер, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что же они видят? На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, перегоревшие лампочки, кто-то обронил разводной ключ. От протекторов осталась грязь, налипшая на каком-то неведомом болоте… ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, пустые бутылки, чей-то носовой платок, чей-то перочинный нож, старые, драные газеты, монетки, увядшие цветы с других полян…
— Я понял, — сказал Нунан. — Пикник на обочине.
— Именно. Пикник на обочине какой-то космической дороги…
Моя вторая встреча со Стругацкими, и я немного боялась, что не справлюсь, не пойдет. Смутно помню, что остановило в прошлый раз (читала «Улитку на склоне»), а когда начала, поняла – смущает отсутствие маленьких глав. Возможности получать информацию дозированно.
Для меня самым комфортным вариантом, так мне казалось, было сесть и прочитать ее целиком от начала до конца. Почти так и вышло: 60 страниц- разбросаны в неделю, остальные 120 – за один день.
О чем?
После Посещения инопланетянами Земли на планете образовалось шесть Зон – мечта, в которых начинают происходить разные явления, нарушающие законы физики. Ни люди, ни животные не могут жить на данной территории.
Одна из Зон находится в черте города Хармонт, она обнесена ограждением и находится под строгим наблюдением. Главный герой – Рэдрик Шухарт, он же Рэд, он же Рыжий – является сталкером.
В контексте книги сталкер — это человек, который, нарушая запреты, проникает в Зону и выносит из неё различные артефакты, которые впоследствии обычно продаёт и тем самым зарабатывает на жизнь.
Структура
Произведение разделено на 4 части плюс пролог.
Пролог – в качестве «ничего не понятно, но очень интересно», хотя после прочтения думала его перечитать, ведь в нем все же вводят в курс дела, и рассказывают об общей ситуации на планете.
Первая, вторая, и четвертая части – повествование от лица главного героя, Рэдрика Шухарта.
Третья часть – от лица Ричарда Г. Нунана. Она изначально вызвала смешанные эмоции, потому что последнее время мне не особо нравится скачки повествующего лица. Но тем не менее, это ничего не портит, и скорее мои тараканы.
Это, конечно, не дуб…
В мире, где существует Гарри Поттер, франшиза, в которой не найдется существа или предмета, которым еще не дали описание, в мире, где детализация выдуманных миров поражает воображение, Пикник стал для меня настоящей неожиданностью.
Большую часть книги я ловила себя на мысли, что мне не хватает описаний Зоны, предметов, некоторых героев. Хотелось подробностей - что это, как это, для чего это.
И все же, это дает простор воображению. И, наверное, это самое удивительное, потому что такого я давно (если не сказать никогда) не встречала.
Все, что существует, подвластно воображению. Зона, внешность некоторых героев, артефакты, аномалии. Мир как бы немножечко твой. Такой, каким существует в твоей голове.
И это волшебно, очень круто.
О впечатлениях
Последняя часть для меня была несколько напряженной по двум причинам. Первая – все близилось к концу, а вторая – я поймала себя на мысли, что переживаю за героя. Вариантов концовки сразу сложилось несколько, и все они вызвали бы эмоции, а эмоции для меня уже показатель того, что книга была хорошей.
История невероятно понравилась, это было круто. Очень круто.
СЧАСТЬЯ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!
Теории больного мозг
Дисклеймер. Я понимаю, что книги не связаны в одну большую вселенную, но иногда мне просто нравится искать между ними связь. Так что, моя рецензия, что хочу, то и делаю.
В процессе изучения Зон, люди перестают ходить туда лично и отправлять туда роботов, которыми управляют дистанционно. На этом моменте, кстати, акцентируется изменение общего облика сталкера. Также у Пелевина в романе «SNAFF» существуют пилоты, которые дистанционно управляют камерами, чтобы наблюдать за миром орков.
Еще не отпускает немного тема с Марсианскими хрониками, но тут уже совсем очень косвенно, и скорее из-за общей инопланетной тематики.
И да. Я, конечно же, советую ее прочитать.
Планы
Я не шутила насчет Часодеев, планирую удариться в ностальгию на какое-то время. Но планирую рассказать вам про последний роман Стивена Кинга «Чужак».
Пейте чай, читайте книги, и помните, они где-то рядом.
Алиса Погорелая