Антиколониальные тенденции в приключенческом романе Томаса Майна Рида

Антиколониальные тенденции в приключенческом романе Томаса Майна Рида

О. Н. Олейникова

Имя Майна Рида читатель чаще всего связывает с его рассказами об экзотических странах, приключениях на охоте, повадках животных. Писатель обычно строит свои произведения вокруг любовной интриги, предлагает яркие приключения героев. Но при всем тематическом разнообразии произведений Майна Рида главной в его творчестве является тема борьбы за свободу. Творчество писателя, наполненное отзвуками борьбы за независимость индейцев, негров, маронов, сыграло существенную роль в становлении и развитии жанра антиколониального романа в английской литературе.

Проблема развития колониального и антиколониального романов в английской литературе XIX-XX веков получила достаточное освещение в работах отечественных литературоведов В. Ивашевой, А. Бурцева, Р. Олюнина и других. Но, на наш взгляд, значение приключенческой литературы в освоении антиколониальной проблематики в полной мере не определено, а творчество Майна Рида продолжает оставаться неизученным, несмотря на имеющийся анализ некоторых его произведений в диссертационной работе Р. Олюнина.

Чаще всего Майн Рид писал о хорошо ему известной Америке. Англичанин по рождению и воспитанию, он много лет жил в этой стране, охотился вместе с индейцами, работал на хлопковых плантациях южных штатов. Майн Рид не мог не увидеть той проблемы, которая была рождена освоением американского материка – проблемы взаимоотношений белых и индейцев. Эта проблема привлекала внимание многих авторов в различных национальных литературах.

В английской литературе первой половины XIX века Ф. Марриэт рисовал идиллическую картину жизни переселенцев в Северной Америке.

Если в морских романах Марриэта четко прослеживаются демократические настроения писателя, его симпатии к низшим чинам, матросам, т. е. если эти произведения включают в себя социальный оттенок, то в повести об индейцах социальный конфликт отсутствует, так как для Марриэта негр, индеец — существа низшие, не способные ни к какой разумной деятельности. Марриэт лишь воспевает миссию англичанина, несущего цивилизацию этим народам.

Взгляд Марриэта на индейцев не был исключительным в XIX веке, это объясняется тем, что «первые королевские дарственные грамоты на землю в Новом Свете даже не содержали упоминания о коренном населении, жившем на этой земле, словно речь шла о совершенно необитаемых пространствах. Поселенцы всячески старались как можно скорее создать такое приятное для себя положение». Индейские племена прогонялись с плодородных земель, при сопротивлении уничтожались физически. Судьба этого народа стала первой трагедией Нового Света.

Демократическая литература пыталась по-иному решить проблему взаимоотношений белых и индейцев. В Америке «гениальный», в оценке В. Белинского, Купер с горечью и болью был вынужден писать о «последних могиканах», показывая благородство, мужество и красоту индейского народа.

Традиции Купера продолжал в своем творчестве Томас Майн Рид. Уже в своем раннем романе «Охотники за скальпами» (1851), произведении, не лишенном серьезных недостатков в решении этой проблемы, Майн Рид говорит о безнравственности охоты на людей, рисует чудовищные картины, вызванные политикой правительства, которое предлагает за скальп индейца большую награду, чем за шкуру бобра.

И в этом, и в ряде других произведений писатель рассказывает о зверствах индейцев. Мы видим зловещую фигуру вождя одного из племен, который ни перед чем не остановится и способен на любое преступление. Майн Рид показывает и беспощадную бойню двух племен. Все эти картины, нарисованные иногда натуралистично, казалось, должны были бы объяснить необходимость борьбы с индейцами, этими «дикими» племенами, как это делалось в произведениях сторонников распространенного в Америке убеждения, что «лучший индеец — мертвый индеец».

Но верный демократическим традициям, Майн Рид уже в «Охотниках за скальпами» называет истинных виновников зверств индейцев. Так, Сэгин становится во главе охотников за индейскими скальпами, чтобы найти свою дочь, украденную индейцами. Он не знает, что сделали они это, будучи подкуплены губернатором города, который завидовал почетному положению Сэгина в обществе. Рудники Сэгина разрушены и разграблены индейцами тоже по наущению губернатора.

Риду в нескольких фразах удается создать яркий образ этого второстепенного персонажа романа, так как губернатор является воплощением того принципа хищничества в колониальной политике, против которого выступает писатель. Рид сообщает, что во главе города стоит мошенник губернатор, который «правит жителями со всей строгостью» без помощи какой-либо армии, но только умением разъединить их. Так рождается вражда между отдельными племенами, между белыми и индейцами, так поддерживается огонь войны, с помощью которого завоеватели отнимают родину у слабейших, например, у делаваров, заставляя этих потомков «свободолюбивых отцов» скитаться по своей бывшей родине, охотясь за медведем, бобром и... человеком.

Индейцы обвиняются в преступлении, которое они не совершали, и в романе «Белый вождь» (1859). Полковник Вискарра и капитан Робладо, решив украсть неподатливую девушку, устраивают маскарад, переодеваясь в индейцев. В романе «Смертельный выстрел» (1874) Майн Рид еще раз рассказывает, как шайка грабителей, убийц переодевается в индейские костюмы и устраивает ужасную в своем зверстве бойню. Переодевание — не только попытка замести следы, отвести от себя подозрения, но и отражение политики белых колонизаторов, делающих все, чтобы опорочить индейские племена. В романе «Оцеола, вождь семинолов» Майн Рид открыто обвиняет «продажную прессу» в том, что в стране были вызваны враждебные чувства к индейцам.

Роман «Охотники за скальпами» — лишь подступ к теме. Приключения в нем преобладают, подавляя социальное звучание повествования. Именно это определило отрицательную оценку романа, данную одним из исследователей творчества Майна Рида А. Наркевичем, который писал: «Если бы Майн Рид продолжал идти по этому пути, то перед нами был бы представитель того агрессивно-колонизаторского жанра, представителями которого были очень разнохарактерные писатели».

Но уже в документальном рассказе «Жизнь у индейцев» писатель пытается оценить положение коренных жителей американского континента не через приключения вымышленного героя, а через анализ собственных впечатлений от жизни в индейских племенах. Рид надеется, что его рассказ вызовет сочувствие к людям, «которые, будучи угнетены, невежественны и слабы, поступают однако ж настолько хорошо, насколько позволяет им среда, в которой они живут».

Писатель называет и причину трагедии этого народа: «Уменьшенное по крайней мере на три четверти огнестрельным оружием, развратом и болезнями, явившимися у него от соприкосновения с цивилизованными народами, оно теперь угасает, и несчастные остатки его имеют в перспективе лишь близкое истребление в недалеком будущем... Бедность их, так же как и другие невзгоды, собственно говоря, начались с тех пор, как над ними простерлась завистливая и обманчивая рука белого человека».

Майн Рид рассказывает о национальном характере этого народа, подчеркивая преданность в дружбе, сострадание, ум, человечность. Рисуя в своих произведениях образ красивого, храброго, благородного индейца, Рид неоднократно подчеркивает, что белые завоеватели взаимной распрей, «огненной водой» превращают смелость и воинственность этих людей в ненужную жестокость; благородство и верность используют для их закабаления с помощью мнимых договоров.

В «Жизни у индейцев» бегло, почти пунктирно, дается история борьбы семинолов за свою родину. Майн Рид безоговорочно становится на сторону индейцев, рисуя мужество и стойкость этого народа. Рассказывая, о трагической судьбе семинолов, писатель бросает обвинение общественному мнению, которое подсчитывало только количество убитых со стороны белых, не задумываясь, сколько было убито индейцев.

История семинолов, к которой в этом произведении Майн Рид лишь прикоснулся, стала основой одного из лучших романов писателя «Оцеола, вождь семинолов» (1858). В этом произведении сохраняется фабульный стереотип, характерный для приключенческого романа: Джордж Рэндольф, сын плантатора, еще мальчиком влюбляется в индианку Маюми. Родители, узнав о недостойной белого человека дружбе, надолго разлучили влюбленных. Но годы не погасили огня любви: спустя много лет Рэндольф вновь ищет Маюми, страдает от ревности, ждет того дня, когда сможет назвать ее своей женой. Роман и кончается благополучным завершением этой сюжетной линии, семейным счастьем Рэндольфа и его возлюбленной.

Созданный накануне гражданской войны в США, в тот период, когда борьба между Севером и Югом возродила надежды индейцев на возможность благоприятного решения и их судьбы, роман имел весьма актуальное звучание не благодаря этой любовной истории, а в связи с тем социальным материалом, которым так богато это произведение.

Роман рассказывает о 30-х годах XIX столетия, событиях последней войны семинолов с белыми завоевателями, которая окончилась поражением индейцев. Писатель подробно перечисляет факты истории колонизации Флориды. Майн Рид исторически верно отмечает, что на смену испанскому владычеству приходят новые хозяева этих земель, также не желающие считаться с коренным населением. С горечью писатель иронизирует над верой семинолов в неприкосновенность своих земель, обеспеченную договором с белыми: «Договоры между сильными и слабыми — вещь условная, и нарушаются они по желанию первых».

Как справедливо отмечает Р. Самарин, «Майн Рид рассматривал историю Америки не как историю колонизаторов, завоевавших ее, а как историю народов, живших в ней ранее, вынужденных обороняться против натиска непрошенных пришельцев». В трагедии семинолов Майн Рид обвиняет не отдельных лиц, а всю политику колониализма.

В жестокий фарс превращается совет вождей с участием представителей правительства. Исход этого совета уже не зависит от личности одного из белых, в данном случае — от правительственного агента. Рид подчеркивает, что этот маленький в государственной машине человек сам не питал вражды к семинолам. Но он — представитель правительства, его рупор и «на этот алтарь он был готов принести в жертву свою личную независимость, свободу убеждений и честь». Восстание племени семинолов, его борьба за независимость, судьба вождя Оцеолы оттесняют на второй план любовную сюжетную линию. Образ Оцеолы становится центром романа в силу своей романтической приподнятости. Именно он, а не Джордж Рэндольф, становится героем, олицетворяя собой благородство, человеческое мужество и стойкость. Любуясь и восхищаясь Оцеолой, Майн Рид не может не понимать обреченности его борьбы. Писатель в изложении судьбы Оцеолы отходит от исторической правды: он подчеркивает почти мистическую уверенность индейца в скорой своей смерти, его отказ от новых попыток борьбы. Рид слишком хорошо понимал, что жестокое племя искателей наживы не остановится, пока последний индеец не освободит для них плодородные земли Флориды. Причем, обвиняя правительство Америки в хищнических завоеваниях, Майн Рид не может не обратиться и к своей родной Англии, классической стране угнетения и эксплуатации. У писателя любая форма угнетения, рабства вызывает негодование. Он непосредственно обращается к своим английским читателям: «Вы убеждены в том, что у вас нет рабов и нет подобных зверств. Вы жестоко ошибаетесь! Страна работных домов и тюрем! Имя твоим жертвам — легион!».

Демократизм убеждений Майна Рида сказался в том, что, говоря об ужасающем положении негров, индейцев, он понимал, что борьба этих народов за независимость — лишь часть более глубокой классовой борьбы, борьбы угнетателей и угнетенных. В романе «Изгнанники в лесу» (1854) Майн Рид пишет: «Не много найдется вопросов, о которых высказано столько поверхностных и ложных суждений, как о народной свободе... Раб никогда не может примириться со своими угнетателями и беспрестанно ведет с ними систематическую борьбу, сплошь и рядом более ужасную по своим Последствиям, чем открытая война и кровавая анархия. Эта ежедневная классовая война приводит к миллионам погубленных жизней, и эти жертвы голода, жертвы преступных правительств не менее многочисленны, чем те, что остаются на поле брани». В творчестве Майна Рида нет социального реалистического романа. Но, подчиняясь законам приключенческого жанра, Майн Рид не остался в стороне от насущных проблем своего времени. Так, выбор местом действия традиционного приключенческого романа рабовладельческого Юга способствовал тому, что в центре романа «Квартеронка» (1856) оказалась именно та проблема, вокруг которой шла острая политическая борьба, — проблема рабства негров. Бесчеловечность обращения с черными невольниками закономерно ведет, по мнению Рида, к взрывам гнева угнетенного народа. Борьба за независимость и свободу для писателя естественна и неизбежна. В каждом своем произведении, пусть даже и с присущей жанру приключенческого романа наивностью, он выражает уверенность в победе добра, победе дела свободы народов. Именно эта уверенность определяет эмоциональный пафос произведений Майна Рида и позволяет говорить о его творчестве как о заметном этапе в развитии английского антиколониального романа.

Л-ра: Проблемы метода в зарубежной литературе ХIХ-ХХ вв. – Москва, 1984. – С. 35-40.

Биография

Произведения

Критика


Читати також