Фронтовая повседневность в романе А. Барбюса «Огонь»

Фронтовая повседневность в романе А. Барбюса «Огонь»

В. П. Подольников, Е. Г. Будкова

Аннотация

Целью статьи является описание фронтовой повседневности военнослужащих французской армии времен Первой мировой войны на основе анализа романа А. Барбюса «Огонь». Непосредственное участие автора романа в войне позволяет рассматривать его художественное произведение как исторический источник. В статье показано, что от качества бытовой жизни и ее организованности зависели боеспособность армии и ее моральный дух.

Abstract

The purpose of this paper is to describe front everyday life of the soldiers of the French army during the Fir& world war on the basis of the analysis of the novel A. Barbyusa «Fire». Participation of the author of the novel the war allows us to consider his artwork as a hi^orical source. The article shows that the quality of dome^ic life and its organization depended on the army and its morale.

Ключевые слова: повседневность, быт, исторический источник, война, роман, солдат, окопы, армия, боевой дух.

Key words: everyday life, hi^orical source, war, Roman, soldiers, trenches, army, fighting spirit.

Традиционно история была макроисторией, историей эпохальных событий, большой политики, выдающихся политических и культурных деятелей. Рядовой человек с его частной жизнью и повседневными заботами просто проваливался сквозь крупные ячейки сети макроистории, не существовал для нее. Он возникал лишь как участник массовых народных движений, бунтов, восстаний, революций, войн и т. п. [4, с. 6 - 7].

Для современной историографии актуальной является тенденция развития истории повседневности, объектом изучения которой является описание и анализ реалий быта, ментальных структур, идеалов, стереотипов сознания, ценностных ориентаций; раскрытие культурных смыслов бытовых вещей, одежды, форм и формул поведения. Таким образом, история повседневности обратилась к «маленькому человеку», его заботам и проблемам, к быту и к частной жизни [4, с. 6 - 7].

Любое микроисторическое исследование должно начинаться с определения семантики слова «повседневность» и близких по смыслу слов.

По мнению Н.И. Козловой, повседневность - это целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как естественное, самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности [5, с. 318 - 319]. Иными словами, повседневность - это то, что регулярно появляется в жизни человека изо дня в день и имеет на него непосредственное влияние. История повседневности интересуется, прежде всего, многократно повторяющимися событиями, историей опыта и наблюдений, переживаний и образа жизни. Это история, реконструированная «снизу» и «изнутри», со стороны самого человека [6, с. 103].

Анализ понятия «повседневность» предполагает также обращение к близкому ему понятию «быт». Быт - это уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище), так и культуру, общение, досуг. Быт складывается и изменяется под воздействием материального производства, общественных отношений, географических условий и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей [6, с. 109].

Целью данного исследования является описание фронтовой повседневности рядовых военнослужащих французской армии времен Первой мировой войны посредством анализа главного произведения французского писателя Анри Барбюса - романа «Огонь». Стоит заметить, что художественное произведение является историческим источником в том случае, если автор является непосредственным участником описываемых событий. Так, Анри Барбюс с 1914 по 1916 год служил рядовым солдатом на передовой линии фронта. Именно в это время писатель и задумал написание вышеупомянутого романа. Своеобразным дневником фронтовой жизни Барбюса являются его «Письма с фронта», которые позже стали основой романа. Впервые роман «Огонь» был опубликован в августе 1916 году в газете «Эвр» [9, с. 48 - 50]. Об этом произведении в статье «Замечательная книга», опубликованной в журнале «Коммунистический интернационал» в 1919 году, писал Максим Горький: «Эту страшную и радостную книгу написал Анри Барбюс, человек, лично переживший весь ужас войны, все ее безумие... это - первая книга, которая говорит о войне просто, сурово, спокойно и с необоримою силою правды. В ней нет изображений, романтизирующих войну, раскрашивающих ее грязно кровавый цвет во все цвета радуги. Барбюс написал будни, он изобразил войну как работу, тяжелую и грязную.» [3, с. 199].

Как пишет Я. В. Валяев, любой военный конфликт включает в себя два основных компонента: непосредственный бой, предельно-экстремальную ситуацию угрожающую жизни человека, и периоды затишья, во время которых военнослужащий сталкивался с бытовыми условиями окружавшей его действительности. Особенность боевых действий Первой мировой войны заключалась в том, что впервые получила распространение позиционная война, сопровождавшаяся не только машинным характером ведения боя, но и тем, что во время позиционного этапа войны, либо в период нахождения солдат в резерве, тысячи людей были вынуждены закопаться в землю и столкнуться с реалиями фронтового быта [2, с. 159]. Так, в романе «Огонь» Барбюс пишет: «Наша рота в резерве; она занимает окопы второй линии. Здесь нет сторожевой службы. Ночью нас посылают на земляные работы, но пока светло, нам нечего делать. Нас свалили в одну кучу; мы словно прикованы локоть к локтю; нам остается только как-нибудь убить время до вечера» [1, с. 11]. В такие моменты главными проблемами становились элементарная скука, однообразие, невозможность найти целесообразных занятий: «Мы торчим здесь и бездельничаем. Трудно будет убить время, дотянуть до конца дня. Дрожим от холода, переходим с места на место.». [1, с.15].

Первостепенный вопрос фронтового быта - солдатский рацион [7, с. 195]. От степени обеспечения солдат продовольствием напрямую зависел боевой дух: «Голод и жажда - сильные чувства; они мощно действуют на душевное состояние моих сотоварищей. Суп запаздывает, и они начинают злиться и жаловаться» [1, с. 15]. Барбюс описывает рацион рядовых солдат - его основу составляли хлеб, суп, бобы, в редких случаях мясо, кофе. Также солдат французской армии снабжали ежедневно небольшим количеством вина, «по четвертинке на человека». В то же время, распространенным явлением на фронте являлась подпольная торговля вином. Очень тяжело было добыть материалы, необходимые для приготовления еды, «по всем улицам рыскали повара и скулили, что нет ни дров, ни угля» [1, с. 23]. В связи с нехваткой горючих материалов, в их качестве могли использовать что угодно, вплоть до дорогой мебели и музыкальных инструментов. Не меньшее значение в изучении фронтовой повседневности имеет обеспечение армии обмундированием, бельем, обувью и снаряжением [7, с. 202]. Известно, что форма французского пехотинца была темно-синего цвета, включала в себя драповые широкие штаны и шинель [8, с. 14]. Однако, согласно данным, которые приводит Анри Барбюс, такая одежда не была приспособлена под дождливый климат: «…больше не удивляешься своему виду и наряду, придуманному нами для защиты от дождя, льющегося сверху, от грязи, проникающей снизу, от холода, пребывающего повсюду» [1, с. 11]. Рядовые солдаты, которые не могли спрятаться от дождя в окопах, были вынуждены использовать подручные материалы для защиты от воды и холода: «Звериные шкуры, одеяла, парусина, вязанные шлемы, суконные и меховые шапки, шарфы, накрученные на шею или повязанные, как чалмы; фуфайки и сверхфуфайки, сверходеяния и кровли из клеенчатых, просмоленных, прорезиненных капюшонов, черных или всех (полинявших) цветов радуги, покрывают этих людей, скрывают форменную одежду почти так же, как и кожу, и расширяют тело и голову до огромных размеров» [1, с.11]. Особую роль в фронтовой повседневности играла обувь. Она очень быстро портилась, а плохое ее состояние в условиях холода и сырости приводило, как минимум, к высокому уровню простудных заболеваний солдат и массовым обморожениям [7, с. 202]. Как пишет Барбюс, снабжение солдат одеждой было минимальным, большинство солдат не получали новых деталей обмундирования взамен износившихся. Главным трофеем, полученным во время сражения, считалась обувь - ее снимали с поверженных противников, эвакуированные солдаты оставляли сапоги боевым товарищам, которые оставались на передовой либо в резервных войсках: «Потерло вот уже месяц ходит в сапогах немецкого солдата, в отличных, почти новых сапогах, подбитых подковками. Их дал ему на хранение Карон, когда был ранен в руку и эвакуирован. А сам Карон снял их с баварского пулеметчика.» [1, с. 12]. Чтобы спасти ноги от сырости и холода, фронтовики использовали различные материалы: «гетры и краги. из кожи, из плотной парусины, из какой-то непромокаемой ткани; обмотки. У некоторых солдат ноги обмотаны в тряпки, даже в газеты, обмотаны спиралями веревок или даже телефонными проводами (это практичней)» [1, с.12]. При себе солдаты хранили как детали обязательной экипировки, так и личные вещи: «Платок, трубка, кисет (где лежат еще листки папиросной бумаги), нож, кошелек и огниво (необходимые элементы солдатского обихода). пузырек скипидара, пузырек с минеральным маслом, почти пустой, и еще один пустой пузырек; бляха от немецкого пояса с надписью Gott mit uns, кисточка темляка того же происхождения. складные ножницы и стеклянная трубочка с аспирином, в которой лежат также таблетки опиума» [1, с. 108]. Каждая вещь, которую хранил при себе солдат, имела большое функциональное значение: «Вот старая офицерская замшевая перчатка. Я срезаю пальцы, чтобы затыкать дуло моего «самострела»; вот телефонная проволока (только проволокой можно пришивать к шинели пуговицы, если хочешь, чтоб они держались!). Здесь белые нитки, крепкие, не такие, какими шьют выдаваемое нам обмундирование (те нитки вытягиваются, как макароны на вилке): а вот набор, я воткнул их в открытку.» [1, с. 108].

Помимо необходимых для повседневной жизни мелочей и необходимых деталей солдатского обмундирования, большинство солдат хранили при себе фотографии своих родных и близких, а также письма, полученные от них.

Еще один важный вопрос фронтового быта - устройство жилья. Здесь существовали значительные различия для рядового отряда и офицеров, представителей различного вида войск. На формы и способы обустройства жилья влияли природно-климатические условия и времена года. Естественно, что в различных условиях находились на передовой и в резерве. Войска, следующие к фронту, оставались на постой во встречающихся населенных пунктах [7, с. 207]. Свободные жилые дома занимало офицерство, рядовые солдаты снимали жилье у мирного населения, в основном это были хозяйственные постройки: «По мере того, как мы продвигаемся вперед, солдаты кучками ныряют в ворота сараев: еще не занятые жилые дома предназначены для господ офицер и канцелярии» [1, с. 44]. На передовых линиях фронта солдаты ночевали либо в ямах, вырытых в боковых стенах траншеи и у ее края, либо в землянках: «…согнувшись в три погибели, я спустился в нашу землянку - низкий тесный погреб, отдающий сыростью и плесенью» [1, с. 12].

Первая мировая война часто в историографии называется «окопная война» в связи с практикой позиционного способа ведением боя. Как уже говорилось, во время позиционного периода в узком пространстве скапливалось огромное количество людей, что порождало антисанитарию: «Обозначаются длинные извилистые рвы. Это окопы. Дно устлано слоем грязи, от которой при каждом движении приходится с хлюпаньем отдирать ноги; вокруг каждого убежища пахнет мочой. Если наклониться к боковым норам, они тоже смердят» [1, с. 7]. Антисанитария, в свою очередь, порождала угрозу эпидемий и размножение крыс и вшей: «Ламюз чешется как горилла, а Эдор - как мартышка. Однообразная тишина то тут, то там прерывается приступами неистового волнения, вызываемого повсеместным, неизбежным, заразительным присутствием паразитов» [1, с. 13]. Наиболее распространенными заболеваниями были холера, дизентерия, туберкулез. Большинство фронтовиков были простужены. Солдат, попавший в госпиталь в связи с вышеупомянутыми или же другими заболеваниями, в сравнении с военными, которые пострадали во время боя, считался человеком, который «зря занимает койку». Пункты первой медицинской помощи или перевязочные пункты находились на передовой линии. В связи с огромным количеством раненных медицинские пункты были переполнены: «Можно различить очертания каких-то предметов, поставленных вдоль коридора: это носилки. Вокруг них и над ними суетятся согнувшиеся, исковерканные силуэты; у стен мельтешат вереницы и гроздья призраков. Искалеченные, изуродованные, неподвижные или суматошные люди цепляются за скамью, как утопающий за лодку; здесь целая коллекция разнообразных бед и страданий» [1, с. 177]. Военнослужащих, которым было необходимо стационарное лечение, отправляли в военные госпитали, которые находились в тылу. Стоит обратить внимание на то, как Барбюс описывает отношение солдат к ранениям, не угрожавшим жизни, но достаточно серьезным для отправки на стационарное лечение: «Сначала мне было чудно, когда кто-либо хотел получить «выгодную рану». А теперь, что бы там ни говорили, теперь я понимаю, что только на это и может надеяться бедный солдат, если он еще не рехнулся» [1, с. 39]. Погибших на поле боя хоронили в тылу, но перед этим собирали в одном месте, унося из окопов: «На грязном пустыре, покрытом сожженной травой, рядами лежат мертвецы. Их приносят сюда по ночам, очищая окопы и долину. Они ждут - многие уже много месяцев - что их перенесут в тыл на кладбище» [1, с. 93].

В заключение, следует отметить, что от качества бытовой жизни и ее организованности напрямую зависела боеспособность армии, ее моральный дух. Именно поэтому при изучении военных конфликтов одной из первостепенных задач является также и изучение фронтовой повседневности военнослужащих. Роман Анри Барбюса «Огонь» - произведение, в котором в художественной форме описаны различные стороны фронтовой жизни французского рядового солдата во время Первой мировой войны. Проанализировав данный источник, можно сделать вывод о том, что французские военнослужащие в годы Первой мировой войны были по минимуму обеспечены продовольствием, одеждой и предметами первой необходимости - горючими материалами, лекарствами и т. п. Условия жизни фронтовиков были суровыми в связи с антисанитарией, размножением паразитов, распространением различных заболеваний и погодными явлениями. Таким образом, бытовые проблемы на фронте имели не только самостоятельное значение - санитарные потери снижали боеспособность войск, - но и перерастали в проблему психологическую, подрывая моральный и боевой дух военнослужащих французской армии.

Список литературы:

  1. Барбюс А. Огонь. М.: Наука, 1985. - 503 с.
  2. Валяев Я. В. Фронтовая жизнь солдат российской императорской армии в годы первой мировой войны // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История, Политология, Экономика, Информатика. 2010. №19. Т. 16. - С. 159 - 163.
  3. Горький М. Предисловие (к книге А. Барбюса «В огне») // Горький М. Собр. соч. в 30 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. Т. 24. - С. 196 - 201.
  4. История культуры повседневности / под ред. Большакова В. П., Иконниковой С. Н. [Электронный ресурс]. 2015. - Режим доступа: https://books.google.co.il/books?id=MZztCgAAQBAJ&pg=PT1#v=onepage&q&f=false. - Дата обращения: 21.01.2016
  5. Козлова Н. Н. Повседневность // Современная западная философия: Словарь. М.: ТОН, 1998. - С. 318 - 319.
  6. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002. - С. 100 - 111.
  7. Сенявская Е. С. Окопный быт первой мировой войны: очерк фронтовой повседневности // Историческая психология и социология истории. 2014. №1. Т. 7. - С. 192 - 218
  8. Функен Ф. Первая мировая война 1914 - 1918. Пехота - бронетехника - авиация. М.: Астрель, 2002. - С. 6 - 20.
  9. Яхонтова М. А., Соловьева О. М. Литература Франции: 1917 - 1945 // История зарубежной литературы ХХ века: 1917 - 1945. Сборник научных трудов. М.: Просвещение, 1984. - С. 18 - 57.

Биография

Произведения

Критика


Читати також