16.09.2020
Музыка
eye 333

Органная культура Чешских земель

Органная культура Чешских земель. Алёна Мацелюх

Олена Мацелюх

Органная культура Чешских земель

Краткое содержание. Органная культура Чехии имеет непосредственную связь с более чем 1000-летней историей развития христианства на Чешских землях. Богатая своими достижениями, но еще мало известная в мире чешская органная музыка рассматривается в 3-х аспектах: 1 / как часть культурно-просветительского процесса на Чешских землях; 2 / под углом зрения технических и эстетических достижений музыки и визуальных искусств; 3 / как констатация достижений чешских органостроителей, органистов и композиторов.

Ключевые слова: орган, Чехия, сакральные сооружения, органостроители, композиторы.

Чешские земли и сегодня остаются своеобразным заповедником сакральной архитектуры, который более 1000 лет сохраняет дух христианства. В эпоху Средневековья было построено огромное количество сакральных сооружений в готическом стиле.

Базилика св. Иржи, Прага

Бремя старейших храмов в Чехии несут на себе базилика святого Георгия в Праге (Bazilika svatého Jiří) 920 года и собор святого Бартоломея в Пльзене (Katedrála svatého Bartoloměje, Plzeň) 976 года.

Собор св. Бартоломея, Плзень

Огромную роль как в распространении христианских идей, так и созидании сакральных зданий в Чехии сыграла монастырская братия, которую консолидировали различные монашеские ордена. Монахов объединили благородные идеи, а главной целью служения для них была проповедь и реальное воплощение в делах идеалов гуманизма и просвещения. Сакральную сущность жизни они ставили несравненно выше материальных благ обычного, профанного мира. Соответственно и сакральные сооружения уже в готическую эпоху стали визуально-материальным проявлением высокой духовности.

Пространственный ареал, которым определяется сфера научного поиска в этой статье, связан с перечнем исторических, религиозных, этно-национальных, экономических и образовательных влияний, которые формировали понятие Чехия как государство в нашем сегодняшнем понимании. Во избежание разночтений понятия «органная культура Чехии» необходимо расширить сферу информативной базы, на которой зиждется данное исследование, к формулировке «Чешские земли». Это понятие включает в себя историческую Богемию, Чехию, Моравию, частично Силезию, в определенном смысле даже Западную Словакию и смежную с ней территорию Австро-Венгерской империи.

Как одно из приоритетных заданий для определения эволюции органного искусства Чешских земель отметим значение сакральных сооружений в жизни, деятельности и творчестве чешских музыкантов и композиторов, которые играли и писали музыку для органа. В свою очередь считаем необходимым по достоинству оценить достижения ученых и мастеров-органостроителей, которые мастерски встраивали сложную конструкцию музыкального инструмента в интерьер храма. Достижения стилистического синтеза между органом и архитектурой храма – это одно из сложнейших заданий органостроительства. Поэтому, характеризуя достижения органной культуры, как следствие творческой активности исполнителей и композиторов обратим особое внимание на раскрытие технических возможностей органов на каждом из этапов совершенствования инструмента. Отдельно обратим внимание на природу эстетического и художественного воздействия на слушателя в синтезе с акустическими достоинствами интерьера храма.

1. Чешская органология и органное строительство

Особое внимание современные научные издания из проблем органологии уделяют записям в архивах, которые до сих пор хранятся в различных чешских костелах и монастырях. По количеству хроник и исторических материалов Чешский край считается «консерватором Европы». Касающиеся органного искусства документы сохраняются и в современных музеях Праги.

Органное искусство и органостроительство – это одна из самых сложных сфер органологии. Исход чешской органологии берет свое начало из достижений франко-фламандского теоретика музыки и композитора Иоганна Тинкториса (Johannes Tinctoris, ~ 1435 1511), а также и немецкого композитора, органиста и музыкального теоретика Михаэля Преториуса (Michael Praetorius, 1571 1621).

Первыми значимими именами Чешской органологии стали органист из Эрфурта Иоганн Генрих Буттштетт (Johann Heinrich Buttstett 1666 – 1727) и чешский лексикограф и музыкальный теоретик Томаш Балтазар Яновка (Tomáš Baltazar Janovka, 1669 – 1741), который был органистом в Тынском соборе Праги (Kostel Matky Boží před Týnem). Он как исполнитель и методист сформировал свои взгляды под влиянием Шимона Брикси (Šimon Brixi, 1693 – 1735) – отца Франтишека Ксавера Брикси, а также Богуслава Черногорского (Bohuslav Matěj Černohorský, 1684 – 1742), Яна Заха (Jan Zach, 1713 – 1773) и Йозефа Сегера (Josef Seger, 1716 – 1782). Храмы, в которых играл Томаш Яновка (Tomáš Baltazar Janovka, 1669 – 1741) и его высокопрофессиональный подход к музыке – это синтез духовности и одно из ярчайших проявлений сакральности в трактовке органистом его жизненного призвания.

Важную роль в развитии чешской органологии сыграли «Короткие поучения об органах» Йозефа Гартнера III младшего (1796 – 1863) из династии органостроителей Гартнеров. В этой книге были собраны диспозиции многих пражских органов и информация об их строении и настройке.

В период Гуситских войн (первая половина 15 в.) органное искусство на Чешских землях подверглось фактически полному упадку. Интерес к церковной инструментальной музыке возродился в Чехии только в 16 веке и стал толчком для строительства органов. Первой яркой личностью в Чешском органном искусстве стал всесторонне одаренный музыкант Адам Вацлав Михна из Отрадовиц (Adam Václav Michna z Otradovic, 1600 – 1676). Однако фундаментом Чешского органного сакрального музицирования стала деятельность и творчество Яна Дисмаса Зеленки (Jan Dismas Zelenka, 1679 – 1745). Интересно отметить, что свое призвание к служению Господу Зеленка зафиксировал в крещении именем Дисмас уже в зрелом возрасте.

Возрождение органостроительства на Чешских землях было инициативой немецких мастеров. Ранние барочные органы в Богемии по своей технической и звуковой концепции равнялись на баварские традиции. Определяющей в 17 веке стала барочная традиция. В области органостроения и его воплощении на Чешских землях выдающуюся роль сыграл установленный в Тынском костеле (kostel Matky Boží před Týnem) в Праге орган мастера Ганса Генриха Мундта (H. H. Mundt, 1632 – 1691) из Кельна. Рассвет органостроительства немецкой традиции стал хорошей почвой для появления в Чехии собственных мастеров. Одним из самых ярких чешских органостроителей был Абрахам Старк с Локет (Abraham Stark z Loket, 1659 – 1709). Уникальным событием для 17 века был сооруженный им в Доминиканском костеле Праги орган на 71 регистр и 4 мануала с педалями. Это был настоящий гигант того времени. К сожалению, этот инструмент не сохранился. Однако, самым известным его шедевром стал Орган монастыря святого Якуба в Праге, который был установлен в 1705 году. Следующим известным мастером был Томаш Шварц (Tomáš Schwartz).

С именем барочного чешского органиста и органостроителя Бедржиха [Фредерика] Семрада (Bedřich [Fridrich] Semrád, 1704 – 1784) связано огромное количество органов, которые до сих пор остаются в рабочем состоянии в маленьких городках по всей Южной Чехии. Что касается количества и качества построенных органов в Моравии, то несомненным лидером является Ян Давид Зибер (Jan David Sieber, ~ 1670 – 1723). Его считают основателем органной школы в Брно, а деятельность сравнивают с выдающимися Арпом Шнитґером (Arp Schnitger, 1648 – 1719) и Готфридом Зильберманном (Gottfried Silbermann, 1683 – 1753). Последователями Яна Зибера в Брненского органной школе были Антонин Рихтер (Antonín Richter, 1688 – 1765) и Ян Вымола (Jan Výmola, 1722 – 1805).

2. Сакральные сооружения Чешских земель как очаги культуры и просвещения

Только перечень всех местностей, где в течение 1000-летия в христианских храмах для сопровождения святой Литургии использовались органы, занял бы не один десяток страниц. Поэтому отметим лишь наиболее значимые для развития органной культуры на Чешских землях храмы. Выделим также и роль чешской монастырской братии, которая занималась не только утверждением христианских идеалов, но и возглавила культурно-просветительские процессы в распространении эстетических и образовательных ценностей.

Рядом с исторической столицей Чешских земель – городом Прага, который еще с ранних христианских времен обладал значением своеобразного «порога цивилизации» (prah = порог), большое значение получили такие культурно-образовательные центры, как Моравские города Оломоуц, Брно, Велке Мезиржичи (Velké Meziříčí) и Дубравник (Dubravnik). На границе между Богемией и Моравией важными центрами в развитии органного искусства были города Ждяр и Дуб, а на границе между Моравией и Словакией – Велеград. Особую роль в развитии органостроительства в Центральной Чехии сыграли два королевских города – Градец-Кралове и Кутна Гора, а рядом с ними и Костелец-над-Орлици.

Герб и флаг города Цитолибы

Не менее значимое место в эволюции органной культуры Чехии занимает северо-западный регион, который соседствует с югом Саксонии (город Устье над Лабой) и Силезией. Здесь среди сказочной природы сразу несколько городов окружают знаменитый исторический курорт – Карловы Вары. В городах Цитолибы (Citoliby), Лоуни (Louny), Локет, а также в Тоужиме (Toužín) особенно заметным было влияние саксонской и частино словяно-лужицкой культуры. Свидетельством уникальности города Цитолибы для чешской культуры является его герб и флаг. Это пиктограмма трубного органа.

В развитии органной культуры во всех этих городах большую роль сыграли монахи орденов Цистерцианцев, Премонстратенцов и Францисканцев. Большинство чешских органостроителей, органистов и композиторов, писавших музыку для органа, либо воспитывались в монашеской среде, либо оставались всю свою сознательную жизнь под непосредственным ее влиянием.

3. Органная культура Чехии как итог деятельности и творчества композиторов и органистов

Основная цель существования органной музыки в храме – это формирование в человеке духовно возвышенного состояния. В этом проявляется сущность категории сакрального в искусстве. Жизненный и творческий путь чешских творцов был тесно связан с христианской религией, с ее институтами и законами, с деятельностью римо-католических монашеских орденов, со службой в костелах на должностях органистов и руководителей церковных хоров. Одновременно с осуществлением служебных обязанностей в храмах в роли исполнителей-органистов, организаторов музыкальной жизни и рядом с созданием сакральных композиций чешские авторы музыки для органа очень часто занимались еще и педагогической деятельностью. Они были либо преподавателями в семинариях или гимназиях, либо профессорами в университете, а также методистами и руководителями собственных органных школ.

Культурно-образовательными центрами в Чехии, начиная с эпохи Средневековья были, как монашеские обители, так и отдельные храмы, где происходила Служба Божья, а за музыкальную часть этого обряда отвечал органист, который чаще всего был и руководителем хора. Стоит отдельно обратить внимание на наиболее важные в культурном развитии Чехии храмы.

Среди них: Пражская Базилика святого Иржи на Вышеграде (Bazilika svatého Jiří na Pražském hradě), где работал Франтишек Брикси (František Brixi); Базилика Вознесения Девы Марии в Страховском аббатстве (Bazilika Nanebevzetí Panny Marie na Strahově), где работали в разные годы отец и братья Яна Зеленки (Jan Zelenka's), Ян Оельшльоґель (Jan Oehschlägel), Ян Кухарж (Jan Křtitel Kuchař) и Ян Кожелюх (Jan Koželuh); костел святого Архангела Михаила (kostel svatého archanděla Michaela), в котором дирижером и хормейстером был Ф.Бенда (Felix Benda); костел Девы Марии под цепью (Kostel Panny Marie pod řetězem), где органистами были Ян Оельшльоґель и В.Габерманн (Václav Habermann); костел Святого Мартина в стене (Kostel svatého Martina ve zdi) – это своеобразный бастион на краю Средневековой Праги, в котором органистами работали Ян Зах (Jan Zach) и Ш.Брикси (Šimon Brixi); а в Базилике Святого Якуба Великого (Kostel svatého Jakuba Většího) сочинял чешский Бах – Б. Черногорски (B.M.Černohorský). Впоследствии, здесь Абрахам Старк с Локет (Abraham Stark z Loket) построил один из лучших своих органов.

Орган 1420 года. Костел Святого Якуба Великого, Кутна Гора

Органы Яна Вымолы-старшего (Jan Výmola Sr.) стали украшением Базилики Вознесения Девы Марии в Ждяре (Bazilika Nanebevzetí Panny Marie a sv. Mikuláše ve Žďáře nad Sázavou) и в костеле Всех Святых (Kostel Všech svatých) в городе Дуб. Костел Святого Якуба Великого в Кутной Горе стал известным благодаря первому упоминанию о чешском органе 1420 года. Описание достоинств всех соборов, где работали известные чешские органисты требует отдельного большого исследования, поэтому ограничимся лишь теми храмами, которые считаются фундаментом величественной постройки чешской органной культуры. Ее период исторического развития длится более 1000 лет.

Анализ достижений чешских органных композиторов за последние три века – начиная от эпохи барокко и до сегодня – это результат их места в культуре Чехии. Эта позиция имеет особое значение для более глубокого знакомства с органной культурой Чешских земель, ведь эта музыка еще слишком мало известна и довольно редко звучит в программах современных органистов.

Жизненный и творческий путь чешских органных композиторов выстроим в хронологическом порядке, по годам их рождения: Богуслав Матей Черногорски (B.M.Černohorský, 1684 – 1742), Франтишек Антон Иґнац Тума (F.A.I.Tůma, 1704 – 1774), Франтишек Вацлав Габерманн (F.V.Habermann, 1706 – 1783), Феликс Бенда (F.Benda, 1708 – 1768), Йозеф Антонин Селинґ (J.А.Sehling, 1710 – 1756), Ян Йоганн Зах (J.J.Zach, 1713 – 1773), Йозеф Фердинанд Сегер (J.F.Seger, 1716 – 1782), Ян Вацлав Стамиц (J.V.Stamic, 1717 – 1757), Ян Лохелиус Оельшлёгель (J.L.Oehschlägel, 1724 – 1788), Иржи Игнац Линек (J.I.Linek, 1725 – 1792), Франтишек Ксавер Душек (F.K.Dušek, 1731 – 1799), Франтишек Ксавер Брикси (F.K.Brixi, 1732 – 1771), Йозеф Мисливечек (J. Mysliveček, 1737 – 1781), Ян Кржтитель Ваньхал (J.K.Vaňhal, 1739 – 1813), Ян Кржтитель Кухарж (J.K.Kuchař, 1751 – 1829), Ян Антонин Кожелюх (J.А.Koželuh, 1752 – 1814), Вацлав Винценз Машек (V. V.Mašek, 1755 – 1831), Антон Боровы (A.Borový, 1755 – 1832), Карел Блажей Копржива (K.B.Kopřiva, 1756 – 1785), Якуб Шимон Ян Рыба (J.Š.J.Ryba, 1765 – 1815), Ян Непомук Аугустин Витасек (J.N.A.Vitásek, 1770 – 1834), Антонин Рейха (A.Rejcha, 1770 – 1836), Бедржих Сметана (B.Smetana, 1824 – 1884), Франтишек Зденек Скугерски (F.Z.Skuherský, 1830 – 1892), Антонин Леопольд Дворжак (A.L.Dvořák, 1841 – 1904), Франтишек Мусил (F.Musil, 1852 – 1908), Леош Яначек (L.Janáček, 1854 – 1928), Йозеф Кличка (J.Klička, 1855 – 1937), Йозеф Богуслав Фёрстер (J.B.Foerster, 1859 – 1951), Едуард Треглер (E.Tregler, 1868 – 1932), Витеслав [Виктор] Новак (V.[V.]Novák, 1870 – 1949), Бедржих Антонин Видерманн (B.A.Wiedermann, 1883 – 1951), Франтишек Михалек (F.Michálek, 1895 – 1951), Иржи Ропек (J. Ropek, 1922 – 2005), Петр Ебен (P. Eben, 1929 – 2007), Иржи Стрейц (J.Strejc, 1932 – 2010).

Таким образом, открываем перед аудиторией совершенно новую и неизвестную до сих пор яркую страницу европейской культуры. Она носит название – сакральная музыка Чехии для органа.

Литература:

  1. Dlabacz Gottfried Johann. Allgemeines historisches Künstler-Lexikon für Böhmen und zum Theil auch für Mähren und Schlesien. Prag. – 1815.
  2. Fridrich Z. Der Orgelbauer Jan Výmola, in: Acta Organologica, 5. – 1970.
  3. Kamper Otakar. Hudební Praha v XVIII. věku. – Melantrich, Praha, – 1936.
  4. Kamper Otakar. Pražský hudební archiv // Kniha památní na 700 leté založení českých křižovníků. – Praha. – 1933.
  5. Klinda Ferdinand. Organ v culture dvoch tisícročí. – Pro Slovakia, Bratislava. – 2000. – 274 s.
  6. Klinda Ferdinand. Organovà interpretàcia. – Bratislava. – 1983.
  7. Koukal Petr. Dobře rozladěné varhany, k dějinám hudebního ladění v českých zemích, Národní památkový ústav, územní odborné pracoviště v Telči, 2013 and his next organological works.
  8. Němec Vladimir. Pražské varhany. – Praha. – 1944.
  9. Svoboda Štěpán, Krátký Jiří. Nejvýznamnější varhany České republiky. – Albatros Media a.s., 2019. – 264 s.
  10. Šlechta Milan. Dějiny varhan a varhanní hudby v Evropě, Akademie múzických umění v Praze, 1984
  11. Vlček P. a kol. Umělecké památky Prahy. Pražský Hrad a Hradčany. – Academia, Praha. – 2000.
  12. VolekTomislav. Tomáš Baltazar Janovka: představitel české barokní a vzdělanecké traduce. – Hudební věda 9, č. 4. – 1972. – S. 344 – 355.
  13. Quoika R. Der Orgelbau in Böhmen und Mähren. – Mainz 1966. Der Orgelbau in Europa, Band 2. – 299 s.

Читати також


Вибір читачів
up