26-02-2020 Всё о кино 203

Человек, миф, легенда — «Подлинная история банды Келли»

Человек, миф, легенда — «Подлинная история банды Келли»

Первая экранизация похождений Неда Келли и его шайки вышла в 1906 году, в тогда ещё молодой Австралии. Время пощадило только 15 минут плёнки из более чем часового хронометража — рекорда, на тот момент, закрепившего за «Подлинной историей банды Келли» звание первого полнометражного фильма в истории. Для финальных сцен кинематографисты даже позаимствовали музейный экспонат — настоящий металлический доспех одного из членов банды. Столь потрясающее и безответственное решение (под стать использованию настоящих пуль) навеки останется в истории раннего, дикого кинематографа.

Нед Келли, вероятно, один из старейших героев на киноэкранах. Он, впрочем, занимает не только плоскость кино, но проявляется везде в австралийской культуре. Его история, переплетенная с вымыслами, пересказывается меньше ста пятидесяти лет, но он уже стал подлинным фольклорным героем. С высоты сегодняшнего дня вековую историю экранизаций истории банды Келли можно разбить и классифицировать согласно господствующим в те времена тенденциям. В 1970-х вышла экранизация с Миком Джаггером в главной роли и некоторыми музыкальными номерами, в 1990-х — сатирическая пародия, а начало нулевых увидело высокобюджетную историческую драму с Хитом Леджером в главной роли. Конец 2010-х можно грубо охарактеризовать как время переосмысления и переоценки многих исторических событий — по крайней мере, время отражения этого процесса в массовой культуре. Именно поэтому фильм Джастина Курзеля «Подлинная история банды Келли», чья премьера состоялась 2019 года на Международном кинофестивале в Торонто, фокусируется не столько на истории банды Келли, сколько на фигуре её предводителя, Неда.

Среди длинного ряда кинематографических воплощений банды Келли, Курзел впервые широко опирается на ранние годы Неда. Его становлению уделена целая глава, практически треть картины. Ввиду такого сильного акцента на ранние годы разбойника — а также стремясь избежать спойлеров остальной части фильма, достойной отдельного разбора — фокус этой рецензии будет сосредоточен на молодых годах основателя банды Келли, до того, как он стал не только человеком, но мифом и легендой.

Отец Неда Келли — ирландец, сосланный в Тасманию за кражу свиньи. Его право быть главой семьи попирается подрастающим Недом в двух эпизодах. В первом случае, Нед обнаруживает красное платье, в котором, по рассказу британского сержанта О’Нила, его отец ездит к своим любовникам. Истинное символическое значение этого платья Неду только предстоит обнаружить, но пока оно лишь вызывает в нём ненависть и неприязнь. Второй эпизод, судьбоносный для дальнейшей жизни Неда, происходит, когда он приносит голодающей семье мясо. Авторитет отца, который не может прокормить семью, напрямую подрывается старшим сыном. Более того, ему приходится расплатиться за этот поступок: корова, мясо которой принёс Нед, была клейменной — а следовательно, украденной. На глазах Неда его отца на верную смерть в заключении уводит сержант О’Нил.

Дальнейшее взросление Неда происходит при постоянном присутствии ухажёров его матери. Так выстраивается противостояние сержанта О’Нила, олицетворения британского влияния в Австралии, и Гарри Пауэра, разбойника, характер которого хорошо выражается в унижающей песне о жандармах, которую он играет перед семьёй Келли. Именно Пауэр он становится новой отцовской фигурой для Неда — учит грабить и стрелять в людей. В отношении Пауэра в фильме звучит фраза «the man, the myth, the legend» — и Нед перенимает этот титул у своего наставника. Отец Неда, сержант О’Нил и Гарри Пауэр метафорически изображают Австралию: Австралию изгнанников, Австралию законников и Австралию бандитов.

Таким образом исследование становления Неда Келли становится поиском австралийской идентичности. Задавая вопрос о происхождении одного из символов Австралии, фильм пытается разобраться в корнях национального самосознания. Эта черта, как и заигрывание с квир-тематикой или индивидуальные и экспериментальные визуальные решения, останется особенностью именно этой адаптации, как настоящие доспехи банды Келли когда-то использовали в фильме 1906 года для рассказа истории Неда Келли — человека, мифа и легенды.

Слава Лачков


Читати також