Григорій Квітка-Основ'яненко. Письма к лужницкому старцу

Григорій Квітка-Основ'яненко. Письма к лужницкому старцу

Примітки

Вперше надруковано у журн. «Вестник Европы», 1822, № 4 (лютий), с. 306 – 314; № 7 (квітень), с. 232 – 235; № 9-10 (травень), с. 141 – 145. Автограф невідомий. Подається за першодруком.

«Вестник Европы» – двотижневий літературно-мистецький, історичний та політичний журнал, що видавався у Москві у 1802 – 1830 рр., заснований М. М. Карамзіним. З 1815 р. журнал набув консервативного спрямування.

1. Снова в своей деревне

Кто читал выходивший некогда «Украинский вестник», тот, всеконечно, помнит меня, бедственную мою участь от поселившихся у меня домовых французов и мои странствия. Пусть же теперь порадуется премене участи моей на лучшее: я опять у себя, опять полновластный хозяин в доме и во всем имении моем, после пятилетней разлуки соединен с дражайшею моею супругою и малютками…

Мы слыхали об вас, почтенный Старец, и знаем, что вы свое и чужое писанье посылаете печатать в «Вестнике Европы». Недели две уже, как я собрался писать; да все не решался, куда бы мне обратиться с своими пакетами. Мы, авторы, всегда бываем разборчивы на журналы; зато же и нас бракуют. Мой двоюродный братец не мало потел над impromptu на лай Фидельки, и стишки вышли хоть бы куда! Что ж? Нигде их не печатают! Сколько же подобных сему примеров!

У каждого издателя журнала, я полагаю, камин разводится не дровами. Удивляюсь, как не придет никому на мысль издавать ежедневник, в котором бы помещались все пиесы, забракованные издателями других журналов; а печатать бы, по моему мнению, за известную от нас, авторов, плату. Издатель ежедневника в короткое время разбогател бы, как хозяин английской газеты. Но оставим стороннее.

Позвольте мне, почтенный Старец, надеяться, что вы не передадите моего письмеца в оный предполагаемый ежедневник, а прикажете переслать его в избранный вами «Вестник». Вам в память, я думаю, что меня, оставшегося в крайней бедности в тульском трактире, взял к себе ефремовский помещик. Доброй человек! мне у него по смерть его было хорошо. Но его наследники чуть меня не закрепостили; и я, собравшись с духом, вознамерился искать спасения в бегстве. Долго странствовал я по разным местам; наконец, на ярмарке, свидясь с одним земляком моим, услышал радостное известие, что меня вызывают в наш уезд и что опеку велено снять, а меня ввести во владение. Судите о моей радости. Тотчас нахожу попутчика (ибо у меня ни гроша не было за душою), приезжаю в свой уездной город, являюсь прямо к исправнику. С ним вместе поскакали в мое село, сняли с опекунов счеты, созвали крестьян и объявили им, что я по-прежнему господин их; бедняжки все выглядывали, нет ли со мной и барыни.

Имения своего я не узнал: мельницы, риги, молотильни и бог знает чего у меня не устроено, и все наилучшим образом! На гумнах скирды хлеба; мужики разбогатели, и сверх всего чистыми 63000 рублей по день моего вступления. Вот, мой отец! уж это не французское управление! Первым моим делом было освятить свой дом, оскверненный нечестивцами, и отдохнуть хорошенько от всех претерпенных бедствий. Что же? Какова ни была жизнь моя при жене, но и без нее стало мне очень скучно: я стосковался (охоту мою опекун всю уничтожил), начал разведывать, просить знакомых об отыскании следов ее. Виноват; не люблю уединения, люблю сообщество и жизнь веселую. Наконец, в один день возвратилась домой и моя Евдокея Григорьевна с малютками.

Сперва я рассказал ей свои бедствия; потом и жена подробно описала мне, как она выехала из нашей деревни к матушке своей, г-же Вопиюхиной; как, похоронив ее, по причине расстроенных обстоятельств дома их, отправилась в Кр… и там с одною знакомкою содержала модную лавку; как, наконец, по причине худого торга, переехали они в М. Тут жила с горем пополам, пока не узнала от приезжих, что имение нам возвращается; пустились в обратной путь в нашу деревню и нашла уже меня дома.

«Как странно стекаются обстоятельства! – подумал я сам себе, выслушав ее приключения. – Французы нас разлучили; мы странствовали долго; я скитался с места на место; жена моя занималася торговлею в модной лавке: теперь мы опять вместе!» Для такой радости мы решились на святках праздновать наше соединение и пригласить на пир наших добрых соседей, когда возвратятся они с баллотировки.

Что случится тогда у нас, не премину вас уведомить, ежели не помешает отлучка в Р., куда я после нового года должен ехать взять Дуняшу из пансиона. Пора девку замуж. От мадамы же чрез людей слышим, что она вышла превоспитанная: танцует чуть ли не лучше ваших балетчиц. У нас же стоят полки. Приданного не пожалеем. Жена моя уже из наличной нашей суммы 20 тысяч взяла на первоначальное устройство; 17 тысяч послала в М. старого долгу по модной лавке; 12 тысяч туда же на обзаведение своего гардероба; 10 тысяч отложила для Лидиньки; а на остальные 4000 из Хар. выписывает экипажи, потому что прежние все обветшали, да и старомодны. В рассуждении денег тужить не о чем; долгов ни копейки, кредит снова есть: теперь заживем. Поручаю себя и проч.

Фалалей Повинухин

19 декабря 821


Примітки

…взял к себе ефремовский помещик. – Тут розходження з «Письмами к издателям», де в останньому листі Фалалей пише, що його забрав з Тули єпіфанський поміщик.

…возвратятся они с баллотировки… – тобто зі зборів, на яких обиралися дворянські органи влади.

Починаючи з 1775 р. дворянство в Росії мало право організовуватись по губерніях і обирати свої органи влади. Губернські дворянські збори (а відповідно і повітові) обирали предводителів дворянства, голів і засідателів палат цивільного і карного суду, справників. Правами виборців користувались потомственні дворяни, що мали чин і доход з маєтку не менше 100 крб.

2. Распространение просвещения

Ну, мой милостивец! отличилися же мы не на шутку! задали пир на весь мир! Так-то, мой отец! Мы праздновали паки соединение наше с возлюбленной моею Евдокеею Григорьевной. Это было 29 декабря. Гостей съехалось около семидесяти, и большая часть из них незваных и нам незнаемых; пожаловали, голубчики, меня посмотреть и познакомиться, наслышась о моих похождениях. Все были веселы, забавлялись, играли. Стол был не на шутку, вина вдоволь. Хоть я и не люблю ничего французского, но тут уж нечего делать, надобно было расщедриться: купил французской мадеры, и ею пили здоровье. Спина заболела, откланиваяся каждому. После обеда зашла речь о политике, ибо все почти гости, выключая военных, были дворяне, возвратившиеся с баллотировки.

Чудно на свете стало; все не так, как было в наше время! Тогда, особливо же вскоре после открытия наместничеств, кто побогаче да погордее, тот и предводитель; у кого более поземельных споров с однодворцами, того в уездные судьи: свои дела очистит и поможетродственникам, соседям. Кто живее и проворнее, на ухарской ли тройке катить, борзую ли подметить, в отгадочку ли перекинуть, так вот и исправник! В таком уезде что и губернатор может сделать?

Бывало, об недоимке никто и не думает, и указы лежат нераспечатаны; воровство ли какое велят исследовать, так просителя на краденных у него же лошадях шлют к городничему, да и в острог; сиди там, мой родной, пока все твое судьями проигрываемое имущество предано будет забвению. А губернатор-то хлопочет, хлопочет! Глядишь, его же сменили за беспорядки в губернии. Так вот был век в старину!

Тогда-то дворянство понимало свою вольность и пользовалося ею; а теперь все не то: только и слышишь: польза общая того велит. А эта польза тащит деньги из кармана. Там училища, там больницы, там богадельни, да и господь знает что! Губерния перед губерниею щеголяет: у нас-де то, а у нас-де то; газеты только и наполнены, что о сем, да благородными, дескать, поступками: тот последнее жалованье разделяет с училищем, тот завладенное родителем возвращает с убытками. Да и перечесть всего трудно!

А все это лет двадцать так переменилося, как все принялись за просвещение! Без него и в чины нынче выйти нельзя. Ну куда же деваться нашей молодежи? Вот у соседа моего есть сын Петенька, малой лет под 30 и уж молодец! Франт, шаркун, одевается, чешется, душится лихо; по-русски, по-французски и по-немецки болтает, а далее титулярного не дошел; не смеет к черной доске подойти. Вот в наше время и при таких же затеях он бы попал в коллежские, потому что достатком изобилен; ведь богачи в тот век нанимали же за себя в караул, так можно бы подрядить, чтоб существительного и прилагательного написали за него, сколько нужно для штабства.

Нет таки, все не то и не так идет, как при нас! Понятия совсем не те! Вот, например: в одной соседней нашей губернии дворянство выпросило позволение выбирать себе председателей в палаты, так, дескать, не нахвалятся. Иные процессы миром оканчивают, другие решат уж справедливо. Молчу; да и что говорить? Не тот дух, не то и рассуждение! Согрешил, окаянный! не мое бы и дело, да так к речи пришлось. Вся материя эта после гостей в голове осталась; я и другие подобные мне против прочих спорили, так все одно и твердится. Теперешних умников и переспорить нельзя. В старину таки один-два, много три, расположат, кого куда в уезд, кого по губернии: так и творится; а нынче всякой с своим шаром по своей воле располагает! Не знаю, а чувствую только, что наша братия уже на выборы хоть и не езди.

Не наскучил ли я вам, батюшка Лужницкий, своею философиею? Говорю, что на ум идет, а другие пусть разбирают и судят.

Фалалей Повинухин

31 декабря 821


Примітки

…вскоре после открытия наместничеств…– найвищої адміністративно-територіальної одиниці в царській Росії в кінці XVIII – початку XX ст. Усю повноту військової і цивільної влади у намісництві здійснював намісник (генерал-губернатор), призначуваний царем.

Тогда-то дворянство понимало свою вольность и пользовалось ею. – Указом цариці Катерини II від 1762 р. дворянство звільнялось від обов’язкової служби, але не позбавлялось прав на землю і кріпаків.

…попал в коллежские… – тобто досяг би чину колезького радника (цивільний чин шостого класу, який прирівнювався до військового звання полковника).

3. Воспитание девиц

Благодарю вас, мой батюшка, почтеннейший Старец, за внимание к моей нижайшей просьбе. Признаться, я уже скучал, видя, что все мои сочинения остаются под спудом и в неизвестности. Писать-таки я руку набил; да как оно не печатное, так куда и годится? Что ж, мой милостивец, не изволил меня и строчкою утешить? Правду сказать, не на что и отвечать было; а ты, мой родной, посмотрел бы на наших молодцов, как они и без вопроса отвечают.

Что и говорить! ученье свет! не нашему темному времени чета! Сколько книг выходит! Ведь без ума книги не напишешь, а напечатать и не думай. Живши на хлебах у ефремовского помещика, покупали мы у разносчиков книги целыми коробами; иную раз пять вместе читаем, да толкуем. Всякой говорит: умно, дескать, написано, печать свидетельствует; а о чем? понять трудно. Умудряется свет!

Правду сказать, и женское воспитание дошло до совершенства. Посмотри, как ловко танцуют, как зашнурованы; пустятся же по-французски, так матушки за ними пас! Иная и без пансиона такая выдет вострушка, что в глаза мечется. Примером может послужить и моя Евдокея Григорьевна. Кроме церковной печати, ничего не смыслила; а как понатерлась в большом свете, так туда же за знатью. Сколько стихов затвердила, сколько моральных правил со вздохами проповедует! Успела, голубушка моя, и по-французски научиться. А все от большого света заняла. Теперь ей много помогает во всем Дуняша, которую я из пансиона в Р. принял обратно. Вышла козырь-девка! Уж недаром прожила у madame Sans-Dents!

Надобно знать, что и воспитание у сей отличной женщины преотменное! Все питомицы зашнурованы, втянуты так, что любо глядеть; коли иная не прямо себя держит, так на пол ее часов на шесть, чтоб лежала на спине. Ученью роспись преобширная, и всех наук учители ходят по росписи. Лишь в классе к доске, а мадаме Сан-Данвзгрустнулося; тотчас за танцовщицею, да и плясать или гулять в садах. В плясанье и приседанье они много успели. Чуть лишь гости, она поминутно подзывает то ту, то другую; всякая ей книксен – любо смотреть! Все, мои крошки, худеньки! Да и способ прекрасной, чтоб не толстели: взрослым суп, картофель и репа; средним суп да репа, а меньшим одна репа. Зато уж ни одной толстенькой не увидишь; все как палочки, и экономия в порядке.

А буде кто из родителей поклонился бархатом или гарнитуром, так тотчас дочка и поступит в прилежные и за отличие удостоится кушать с м. Сан-Дан за одним столом. Тут уж все не то; одних пирожных три, и всего вдоволь. Я ко всему пригляделся, прожив там три недели. В целую неделю насилу мне двери к мадаме отворили, потому что я спроста приходил не с тем, чего ей надобно было; а как по наставлению пришел с ящиками одезальфы, коею она для соблюдения в доме чистоты и порядка до усталости притирается, так попал даже в число гостей и потчеван был чаем и конфетами – самыми теми, кои кушает м. Sans-Dents, покупая за детские деньги.

Славная женщина! Многие порочат ее: с мужем, дескать, не жила, и кто-то из них кого-то бросил, и будто бы она не может дать хороших правил и примера. И, батюшки мои! да кто же из нас без греха? Кому разобрать, кто чем во Франции был? А она себе разъезжает четвернею! Наша Дуняша во всем по ней: франтится, рядится, сыплет по-французски, кружит молодежи головы; офицерство все около нее, и с ума посходили; танцы, пляски, игры всякой, день, а моя Евдокея Григорьевна без ума от такой жизни; а я, мой голубчик! без рук, без ног и без денег. Расход ужасной, встреча гостей беспрестанная, и угощение им ежеминутное; насилу ускользнул к тебе, мой милостивец! словца два написать.

Когда вырвуся на сенокос, на свободе буду просить твоего решения на мое рассуждение, как должно жить на свете. А до того времени остаюся по гроб ваш верно покорный слуга

Фалалей Повинухин

Апреля 7 дня 822. Фалалеевка.

4. Мотовство

Скажи, почтеннейший и любезнейший Старец! живем ли мы, то есть люди нашего разбора, большого света? и хорошо ли мы живем? и так ли в нашем звании жить должно? Признаюсь, мой милостивец, что, шатаясь по белу свету, я всего нагляделся: слышу осужденье, слышу и похвалы такой жизни, и потому за разномыслием не знаю, чему верить! Сам же, по моему правилу, а более по привычке, не люблю иметь своего мнения. Куда нам за умниками! Пусть другие рассуждают, а я к готовому пристану. Только та беда, не знаешь, к какому мнению пристать.

Иной кричит: «Хорошо делает Памфил Иванович, что батюшкиного имения не проматывает и все его богатство, от процентов приобретенное, приумножает торговыми оборотами, подрядами, поставками; он оставит деткам хлеб насущный».

Другой напротив проповедует: «Если кто умеет жить, так ето Трифон Степанович. Батюшка его киснул в деревне, копил деньгу, а он-то пользуется жизнию. Как переехал в город – дом не дом, стол не стол, гости не гости! На что же и деньги прятать? Деньги вещь общая и круглая: катай их по белу свету; живи в свое удовольствие, не отказывай себе ни в чем; содрал все с мужичков, занимай; продай голяков и доживай веку. Пусть те страдают, кому ты должен; а умер, тогда хоть волк траву ешь!»

Слушая все сие, колеблешься и в самом деле пристаешь к последнему мнению. Что ни случится после, но зато уж пожито! А детям что? – Вот еще! Век не тот! Будет другое время, будут другие нравы; тогда не зазорно будет опять трудами рук своих и изворотами зашибать копейку. По-теперешнему чего не можно, то со временем позволительно будет, да и нужда детей умудрит. Соглашаяся с сим, мой милой! проживаю все доходы самым блестящим и веселым образом; деревни закладываю одну за другою; жизнь шумная, веселая; жена мною не нахвалится; молодежи полон дом, куча женихов; подцепим Дуняше знатного, чиновного, богатого; он, женясь, в свою очередь начнет жить по-нашему, а мы, глядя на его жизнь, будем веселиться.

Терпеть не могу старинных деревенских сидней, чудаков! Знай кричат: «Ей, Фалалей Федулыч! берегися, худой конец будет». Ну что же; хоть на час, да вскачь! Для пустого расчета отказывать себе в удовольствиях! Все нынче образуется, все живут гораздо выше своего состояния; уж не отставать же от обычая и людей. Хорош бы я был, когда б, обедая у соседа на серебре, сам потчевал бы его на фаянсе; пивши из хрусталя, подносил бы в стеклянных рюмках, да еще и вино похуже. У него, дескать, три тысячи душ и все в доме еще старинное.

Какая беда! умей управиться, и тысяча душ дадут оброку против трех; а все нужное можно в долг брать! да кто бы мне и не поверил! Соседка выедет в шалях, жемчугах; ну как же унизить честь моей жены, не накупить ей втрое лучше? Да и кто теперь по состоянию живет? По наряду посудишь, десять тысяч в месяц доходу; а выйдет на поверку, что всего заплачено рублей пятьдесят за гербовую только бумагу – на заемное.

Вот уменье жить! вот просвещение! Все утончено в нашем русском дворянском кругу и все идет на иностранный манер, даже и самое обращение. Нынешний век не нашему старинному веку чета! Не прежнее однообразие! Выезд в гости бывал только в годовые праздники, а то все сидели в кругу, дискать, своего семейства. Смех берет, как вздумаешь! Уж нагляденье на жену да на детей! Мой приятель, не знаю только вправду ли, недавно хвалился своим сынком: привыкши свою жену все называть Лелечкой, в три года забыл, что она Елена Константиновна; а детей по имени таки и не знает, пока няня ему не напомнит. Даже загляни, мой голубчик, в мещанской круг; и там в городах нет другого угощения, как чай, да еще и кофе.

Я был однажды кумом у средственного мещанина; поверишь ли, мой милостивец, что, накормивши, напоивши нас, хозяин не поскупился подать нам еще и кофе, сваренное в горшке, что был прежде с кашей. Всему-то пример мы! Наша братия дает всему цену и ход; очищает нравы и у низших людей. Доживем, что и все переймут у нас. Скажи же, мой истинно любезнейший! не весело ли так жить? Некоторые против сего ворчат и спорят: когда я их слушаю, то как будто и на дело похоже; а как слушаю свою братью, так мне кажется, мы правы.

Реши мое недоумение; я во всем тебя слушал и теперь готов послушать. Ежели мы живем не так, как должно, то вразуми меня, какое зло от такой жизни; а потом наставь меня, как мне переменить весь сей порядок, да только так, мой батюшка, чтобы мне отвадить от моего дому эту молодежь пристойным образом, и что мне отвечать, когда начнут мне в глаза смеяться, коли я пущуся в старину. Заплатить долги я уже знаю как: четверно оброк – так лет в пять все выплачу и копейку зашибу, и могу вступить в откуп, подряды, да и разбогатею. Тогда излишек можно будет проживать по своей воле. Во ожидании дружеского извещения пребуду до гробовой доски вернопреданнейшим.

Фалалей Повинухин

15 мая, Фалалеевка

Біографія

Твори

Критика

Відео

Читати також


Вибір читачів
up